Теория познания в рамках отношения Стоиков к «идеи» Платона.

Обычно Платон решал вопрос в пользу возможности познания, но связывал его с припоминанием, а не с убеждением. Кроме того, Платон говорил о гипотезе как о твердой основе концепции и полагал, что добродетели даются по божественному уделу, помимо разума.

Стоики же процесс познания рассматривали в связи с категориями возможности и действительности, призывая ставить вопросы, изучая возможное, а, изучая действительное, – исследовать то, что уже известно, в случае же заблуждений исследовать, в чем состоит их сущность.

У Платона и стоиков различный подход к проблеме познания.

Стоики наряду с синтетическим методом, допускали также и аналитический, считая необходимым и опытный путь познания. Кроме того, они признавали, что процесс достижения нового знания совершается через преодоление заблуждения, в то время как для Платона затруднение представлял вопрос о власти мнений, препятствующих знанию незнания.

Выбор стоиков был обусловлен их интересом к проблеме получения нового знания и стремлением к поиску научного метода исследования, Стоики отчетливо проводили границу между сознанием и познанием: они полагали, что сознание дано все разом, а познание представляет собой процесс. Так они различали учение Платона об истине и истинном. Истину они связывали с понятием «знание». Истина, согласно стоикам, это знание об истинном, которое бестелесно. Истинное дано в мысли все разом, в то время как истина является устойчивым знанием, приведенным в определенную систему и представляющим собой собрание множества отдельных истин. Истина всегда соответствует науке. Но ранние стоики не только выражали свое отношение к понятиям «истина», «истинное» и «знание», разрабатывавшимся уже их великим предшественником Платоном, – они продемонстрировали совершенно новый подход к проблеме знания.

Хрисипп гениально уловил момент диалектичности самого знания, содержавшего не только вопросы (главное в диалектике Сократа и Платона), но и противоположности «истинное» и «ложное». Эти противоположности – главный предмет диалектики Хрисиппа. Он понимал, что истинное знание является знанием противоположностей, которые могут также мыслиться в качестве возможностей.

Стоики не только спустили на землю «идеи» Платона, но и подчеркнули необычный уникальный характер такого феномена, как психическая деятельность, и особенно сфера мышления, уготовив им («идеям») особую роль в мире, главным свойством которого является телесность.

Преобразование стоиками понятия «идея» Платона в понятие рода следует понимать как шаг на пути принципиально нового понимания «идеи», шаг, приведший в конечном итоге к важным следствиям. Одно из главных следствий – задача исследования понятий под новым углом зрения. Платона интересовали вопросы, связанные с установлением объема понятия, т.е. того круга предметов, который отображен в понятиях: это – онтологическая задача, стоиков же интересовали вопросы выработки определения понятия, т.е. задача раскрытия его содержания через имеющиеся в нем существенные признаки. Это привело их к углубленным занятиям семантикой.


Стоики в своих поисках за РЕАЛЬНЫМ, положительным (+) основанием для познания всецело основываются на ОПЫТЕ: из учения Аристотеля они принимают только одну РЕАЛИСТИЧЕСКУЮ сторону. ОПЫТ есть источник познания. Платоновы же «идеи» суть лишь отвлеченные понятия нашего рассудка. Мышление, выходящее от известного к неизвестному, от частного к общему, оперирует лишь с тем, что дано нам в ощущаемых впечатлениях ОПЫТА в деятельностном контексте. (Чувственность – Рациональность – Схватывание). Схватывание – каталепсия в рамках деятельностной психологии. Отсюда и каталептический принцип истинности представлений.


Вместе с этим идея стоиков о независимости человека от внешних обстоятельств и о роли его самооценки легли в основу созданного ими образа мудреца.

Проблема мудреца – это проблема рационального как высшего рода познания: разумные основания действуют на разум мудреца, лишь в нем по-настоящему раскрывается природа человека. Отсюда и цель человека, дело всей его жизни – приобретение знания.

Вера в силу разума и превознесение схем логического умозаключения привели стоиков в науке о нравственности к идее, о существовании правил поведения, имеющих всеобщую обязательность ЗАКОНА. В мудреце воплощена идея всемирного Логоса, и поэтому он имеет абсолютную ценность. Цель находится в самом человеке. При этом у стоиков всегда речь идет не об обособленном человеке, но об отношении человека к человеку. Мораль стоиков гуманистична, как и все их учение в целом. Миром правит добро. Этот мир – наилучший из возможных миров.

Хрисипп выдвинул требование образования единого общечеловеческого государства. Факт разрозненности государств он относил к серьезному заблуждению, причинами которого считал стремление государств к алчности и недоверие людей друг к другу.


По материалам исследования Степановой А.С. «Философия Древней Стои». Санкт-Петербург, 199


P/S.  К, сожалению, сегодня Аналитический центр РАГС при Президенте РФ в рамках Инновационной Програмы «ИНФОМИР» ориентирован лишь на «идеи» Платона. О теории познания Древних стоиков практически и понятия не имеют.
Однако! – «Экономична мудрость бытия – все новое в нем шьется из старья!» (Шекспир).


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

4 комментария: Теория познания в рамках отношения Стоиков к «идеи» Платона.

  1. «СТОИКИ» и Платон
    Здесь так же складывается ситуация описанная ранее в разделе «СТОИКИ О ЯЗЫКЕ И МЫШЛЕНИИ», в комментарии от 19.04.2012 в 13:17 и 13:40. Платон проводит исследования «естественного мышления», излагает ряд «идей», которые в то время просто не могли быть реализованными. «СТОИКИ» уменьшают объём исследований на порядок и добиваются некоторых «фрагментарных успехов». Голубая мечта Стоиков, как отмечает Анатолий Овсейцев, «…построить искусственный язык, в котором для любого выражения должен быть всегда один точный смысл». В конечном счёте, это привело к тому, что мы имеем сейчас в науке: «Фрагментаризм!» Мне представляется, что успехов сейчас можно достигнуть, не противопоставляя Аристотеля и Платона, с одной стороны, и Стоиков, с другой стороны, а диалектически объединив их Учения.

    Цитировать
  2. К, сожалению, сегодня Аналитический центр РАГС при Президенте РФ в рамках Инновационной Програмы «ИНФОМИР» ориентирован лишь на «идеи» Платона. О теории познания Древних стоиков практически и понятия не имеют.

    Мне представляется, что успехов сейчас можно достигнуть, не противопоставляя Аристотеля и Платона, с одной стороны, и Стоиков, с другой стороны, а диалектически объединив их Учения.

    Именно эту проблему мы сегодня и намерены решать в рамка Проекта «СТОИК -ХХ1″ на аксиоматике деятельностного подхода, который практически включен в Логос Природы.

    Цитировать
  3. Анатолий, желаю ВАМ больших успехов! Если слов умных хватит, то что-нибудь у ВАС получится!

    Цитировать
  4. Александр, спасибо за пожелание. В это лето отключаюсь от интернета и приступаю к работе над текстом с учетом «аксиомы» – знака (Стоиков), в которой диалектическая логика является ее основанием.

    Цитировать

Добавить комментарий