ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРИАДА В ИСТОРИИ – 2


Диалектика в средние века


Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область богословия, где философия Аристотеля и неоплатонизма использовались для создания схоластических учений о личном абсолюте.

Для развития диалектики, конечно, это было шагом вперед. На этом этапе философское сознание постепенно приучалось чувствовать свою собственную силу, хотя и возникавшую из персоналистики (личностно) понимания абсолюта.


Христианское учение о троичности  (1У-ХУ1 вв.)


Христианское учение о троичности (каппадокийская школа (1У в.) – Василия Великого, Григория Богослова (Назиананзина) (330 – 390 гг.), Григория Нисского и вообще у отцов и учителей церкви, например у Августина (354-430 гг.)) и арабско-еврейское учение о социальном абсолюте (например, у Ибн Рошда (Х11 в.)) строились по преимуществу методами диалектики.

Утвержденный на двух первых вселенских соборах (325 г. и 381 г.) символ веры учил о божественной субстанции, выраженной в трех лицах, при полном тождестве этой субстанции и этих лиц и при полном их различии, а также при самотождественном развитии самих лиц: лоно вечного движения (отец), расчлененная закономерность этого движения (сын, или бог-слово) и вечное творческое становление этой неподвижной закономерности (дух святой).

В науке уже давно выяснена связь этой концепции с платоно-аристотелевской, стоической и неоплатонической диалектикой. Наиболее глубоко эта диалектика выражена в трактате Прокла «Первоосновы теологии» и в так называемых «Ареопагитиках». То и другое имело большое значение для всей средневековой диалектики.


Эта диалектика, основанная на религиозно-мистическом мышлении, дошла до Николая Кузанского (ХУ в.), построившего свое учение на основе идей Прокла и «Ареопагитик». Таковых его представлений о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о троичной структуре вечности, о тождестве треугольника, круга и шара в теории божества, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о свертывании и развертывании абсолютного нуля.

Кроме того, антично-средневековый неоплатенизм смыкается у Николая Кузанского с идеями зарождающегося математического анализа, так что в понятие самого абсолюта вносится идея вечного становления и абсолют начинает пониматься как своеобразный и всеохватывающий интеграл или, в зависимости от точки зрения, дифференциал. У него фигурируют такие, например, понятия, как «бытие-возможность». Это – понятие вечности, являющейся вечным становлением, вечной возможностью всего нового, что и является ее подлинным бытием. Таково же, например, и понятие вечной потенции, порождающей все новое, так что эта потенция есть последнее бытие.


В этой связи необходимо упомянуть Джордано Бруно (ХУ1 в.), гераклитовски мыслящего пантеиста и материалиста, который тоже учил и об единстве противоположностей, и о тождестве минимума и максимума (понимая этот минимум близко к учению о бесконечно малом), и о бесконечности Вселенной (вполне диалектически трактуя, что ее центр находится повсюду, в любой ее точке).

Такие философы, как Николай Кузанский и Джордано Бруно, все еще продолжали учить о божестве и о божественном единстве противоположностей, но в этих концепциях большое значение приобретает принцип бесконечно малого, а  через век или полтара появилось и самое настоящее исчисление бесконечно малых, представлявшее собой новый этап в развитии истории диалектики.


Информационные источники:


Философский энциклопедический словарь. М., 1983

Лосев А.Ф. О диалектике как таковой. /Дерзание духа. М., 1989


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

3 комментария: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРИАДА В ИСТОРИИ – 2

  1. На мой взгляд, ученый, стремящийся честно исследовать реальность, сначала сам проживает эту реальность, и уже потом, из пережитого опыта, представляет концепции других.
    Если – иначе, то это выглядит некорректно и неубедительно и без внутренней полноты, как просто пересказывание случайно подобранных чужих высказываний, подлинности которых этот ученый сам не знает.

    Цитировать
  2. К сожалению именно эту реальность уже пришлось переживать, учитывая «подвижный покой» действительности. на инвариантной основе прошлых и наших времен (моего времени). Теперь приходится подводить и свой итог тождественно-диалектической триады «диалектика – логика – познание» в решении собственных проблем в социально-информационной среде..

    Цитировать
  3. Уведомление: payday loans

Добавить комментарий