ДИАЛЕКТИКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ИНСТИТУТ РАЗУМА

Диалектика трудный предмет для разговора.

Для определения и разъяснения диалектики можно употребить всего несколько положений, которые не требуют особых доказательств. В науке такие основные положения называются аксиомами.

На основании таких аксиом можно строить огромное количество разных теорем, которые уже требуют для себя доказательств. Однако нельзя же все на свете только доказывать. Если все обязательно доказывать, то доказательств наберется целая бесконечность. А так как бесконечности достигнуть нельзя, то тогда и окажется, что доказываемый тезис в конце концов лишается достаточного для себя обоснования.

Доказательство возможно только там, где признаются какие-нибудь не недоуразуемые элементы, причем не в силу доказательств, но исходя из простого здравого смысла.

Какие аксиомы обычно находятся в нашем поле зрения?

Первая аксиома – ДВИЖЕНИЕ – все движется.

Не будем же мы утверждать, что все на свете абсолютно неподвижно, а некий покой объял всю действительность.

Правда движение бывает разное, быстрое или медленное и разнообразное в связи с качеством предмета, который движется.

Движение ветра – это одно, движение волн в реке – это другое, а когда живое существо переходит из одного своего возраста в другой, то это очевидно, уже движение в третьем смысле.

При разнокачественности форм движения, в любом случае мы не можем отрицать само это движение. Даже если вещи и совсем не движутся и находятся в состоянии покоя, то ведь покой-то тоже относителен и требует для себя время этого покоя. А то, что в этой ситуации движется время – этого отрицать в здравом уме мы отрицать не можем.

Вторая аксиома – ПОКОЙ – все покоится.

Чтобы эта аксиома стала понятной здесь требуется разьяснение на одном примере, а именно:

Примером мы становимся сами.

Я родился – ребенок в семье.

Вырос, пошел в семилетнем возрасте в школу, закончил школу, пошел в армию. Однако во всех случаях я оставался все тем же (Анатолтем)..

А это значит, что человек, с одной стороны непрерывно движется и меняется с возрастом, а с другой стороны, вовсе никак не движется и не становится каким-то человеком, а это не просто инвариантная теория, а сама реальность с ориентацией на здравый смысл.

Вот именно в этой ситуации и просматривается реальность самой диалектики. Возникает два вопроса:

  1. Можно ли двигаться, не пребывая в покое?
  2. Можно ли пребывать в покое ровно без всякого движения?

Отсюда становится понятным, что такое отождествление движения и покоя вовсе не относится только к человеку или к живому существу.

Невольно подобные вопросы относятся и к камню, к поверхности Земли (ее Географии).

Именно поэтому всякая вещь вообще, о которой говорят те или иные слова (суждения), все время является разной, и все время одной и той же, пока она реально существует.

А это уже не просто теория, а очевиднейший факт, т.е. самоочевидная действительность.

Отсюда и проявление познавательной психологии, а именно: отрицание совместимости противоположностей (движение – покой) – это уже СОФИЗМ в истории науки.

Третья аксиома – Все является ПОДВИЖНЫМ ПОКОЕМ и САМОТОЖДЕСТВЕННЫМ РАЗЛИЧИЕМ.

Ясно, что я одновременно и меняюсь и не меняюсь, движусь и не движусь (сижу дома).

Если же теперь сказать, что все, что только существует и мыслится, обязательно свойствен подвижной покой.

Однако сам термин «подвижный покой» в какой-то мере звучит непонятно и абстрактно.

А здесь уже без здравого смысла не обойтись. Ведь понятно же, что каждый из нас фактически в течении всей своей жизни остается сам собой, если даже его избрали в Госдуму (таких студентов знакомых в прошлом я там уже наблюдаю). Хотя здесь и наблюдаются «превращение», но здесь перед нами все тот же человек.

Итак, если человек всегда и везде в своей основе один и тот же, то в то же время и везде он различный. Отсюда и все существующее и все мыслимое обязательно есть всегда и всюду самотождественное различие. Для уяснения такого словосочетания не нужно ничего другого, кроме ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

Четвертая аксиома – ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Чтобы понять эту аксиому, рассмотрим два понятия, которые всегда находятся в поле зрения каждого человека, а именно: простое понятие «стол» и более сложное понятие «мир».

Понятие «стол» предполагает некоторую вещь, которая обладает определенными свойствами.

Стол деревянный. Стол состоит из доски и четырех ножек. Стол окрашен в коричневую краску. Однако, деревянность – признак стола, но не сам стол. Наличие досок характерно для стола, но сами по себе взятые они не есть сам стол, так же как и коричневая краска.

Если в столе ничего нет, кроме отдельных признаков стола, то это значит, что никакого стола не существует. Если же есть специфический носитель всех своих признаков и свойств и не сводится к ним, тогда он действительно существует, о нем можно говорить и им можно пользоваться. В данном случае и исчезают все признаки стола.. Но чтобы быть признаками стола, а не чего-нибудь другого, необходим и сам стол.

Если я сел за этот стол, то я сел не за признак деревянности. Я воспользовался столом, чтобы разместить на нем свой компьютер и книги. А это значит, что все признаки стола совмещаются в нечто целое. Стол есть неделимое и нечленимое единство всех своих признаков.

На этом простом примере и проявляет себя наша четвертая аксиома: все существующее (а значит, и все мыслимое) есть единство противоположностей.

Теперь о более сложном понятии «мир».

Для признания мысли о том, что мир существует не нужно долго учиться, а нужно только рассуждать на основании здравого смысла.

Если мир существует, а мир – это вообще все вещи, взятые в целом. Именно поэтому Земля – это не есть мир, но только часть мира, и Луна тоже еще не мир, а его часть, так же как и  Марс, и Юпитер, Солнце, и все звезды и созвездия.

Все – это части Мира, а где же он Сам-все?

Если снова вспомнить части «стола», то здесь кроме отдельных признаков стола были обозначены и определенные носители этих признаков, а кроме частей стола еще и стол как целое, несводимое к этим его частям.

Похожая ситуация и с миром. В мире тоже имеет место совпадение всех имеющих место в нем противоположностей, без которых не могут быть признаны и отдельные части мира. Мир взятый в целом, тоже есть сначала единство всех своих внутренних противоположностей, а уже потом и все эти противоположности, но взятые в свете целого.

Так же как всякая отдельная вещь есть неделимое единство составляющих ее отдельных и делимых признаков, так же и мир, взятый в целом, тоже есть вещь как неделимое единство всех составляющих его признаков, свойств, частей и вообще явлений (например, инопланетян).

Пятая аксиома – ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Если подходить к единству противоположностей не абстрактно, то это единство не является мертвым и неподвижным. Оно всегда связано с борьбой. В результате этой борьбы очень часто берет верх порядок, но часто берет верх и беспорядок (хаос).

Именно в этой ситуации приходится сталкиваться с парадоксом подобного единства, а именно:

Во-первых, мы не должны бояться ни хаоса, ни большого или малого беспорядка, ни нарушений разумности в действиях (безумия). Обычно все это можно объяснить.

Во-вторых, необходимо учитывать, что в процессе борьбы порядка с беспорядком ни одна из противоположных сторон «победу одержать» не сможет.

Именно этот аспект диалектики должен всегда находиться в поле нашего Разума (нашей Мудрости).

Наглядные примеры.

Куча песка, как говорят, бесформенна. Эта бесформенность здесь только относительная. Она возникает в результате сравнения этой кучи с другими предметами. В абсолютном же смысле слово куча песка тоже имеет свою четкую форму – форму кучи.

Облако на небе тоже бесформенны. И это – относительно.

Человек с умственным расстройством рассуждает нелепо. Но эта его нелепость тоже имеет свою собственную внутреннюю логику. Именно в этой ситуации врач-психиатор и должен установить характер мышления больного, методы его мышления и высказываний, в сравнении со сложившимися принципами мышления на общественном уровне.

Итак, всякий предмет мысли и всякое явление жизни обязательно является как единством, так и борьбой противоположностей, как пассивным отражением того, что творится в жизни, так и активной насыщенностью явлений, требующих в одних случаях своего признания, а в других – своего отрицания, то есть борьбы с ними.

Шестая аксиома – ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ (в развитии и деградации)

Борьба противоположностей тоже есть единство, поскольку обе борющиеся стороны одинаковым образом участвуют в одном и том же, а именно в борьбе. Борьба же – это частное и более сложное выражение единства вообще. Если же мы обратим внимание не на сам принцип единства и борьбы, а лишь на то, каким образом он осуществляется, как становится (как возникает, как развивается и как умирает), то здесь мы уже вынуждены перейти на теоретический уровень понимания. Если же продолжать разговор на уровне здравого смысла, то здесь будет необходимо воспроизвести в понятной форме то, что вообще часто говорится о диалектике изменений.

Вещь меняется. Причем при всех своих изменениях она остается той же самой в своей основе. Если же вещь в каждое мгновение своего изменения становится другой по самой своей субстанции, то тогда и весь процесс ее изменения распадается на бесконечный ряд дискретных, то есть взаимоизолированных и  неподвижных в отношении друг друга структур. Вещь опять и опять становится новой.

Здесь в  поле нашего зрения попадает категория «подвижный покой». Однако присматриваясь к изменению вещи, мы находим, что этот ее  подвижный покой вдруг дает неожиданные результаты. Наблюдая реальные изменения вещи, выясняется, что одного «подвижного покоя» уже не достаточно.

Наглядные примеры.

Выращивание растений. В саду мы сеем семена цветов. В каждом семени не содержится ничего такого, что хотя бы отдаленно указывало на цветок. Сам цветок появился в результате изменений, происходивших с семенем в земле и после появления ростка из земли. Что же изменилось. Каким образом в процессе изменения появился цветок, то есть то, что по своему виду и по форме уже совершенно ничем не напоминает предыдущего процесса изменения семени цветка.

Становление грамотности. Первый класс обычно начинается с знания букв и их произношения. Затем эти буквы даются в сочетании в словах, которые нужно произносить как нечто целое. Причем, зная уже все отдельные буквы нужен уже некий навык, чтобы произносить бесконечное сочетание этих букв. Через некоторое время уже появляется способность читать любой текст и вслух и просебя не только сразу и мгновенно, забывая об отдельных буквах и их звуках. Грамотность же обозначилась лишь тогда, когда при произнесении слов и предложений забываются буквы при произнесении слов. Именно на пути к этой грамотности потребовалось некоторое время для ее усвоения. А это уже некоторое качественное новое изменение состояния ученика а сравнении с полной неграматностью.

Проблема здоровья. Человек был здоров в своих количественных изменениях. И вдруг он заболел, то есть его организм проявил совсем другое качество, хотя в количественном отношении все было нормально. И вдруг он умирает, т.е. организм по своему качеству стал иным, хотя количественно все было вполне обыкновенно.

Примеров можно приводить много. Так же все происходит решительно во всем, что меняется: погода, история планеты, появление и гибель небесных тел. Именно здесь везде проявляет себя единство и борьба противоположностей, но уже в таком становлении, в котором всюду полно любых неожиданностей.

Именно поэтому здравый смысл требует исходить из того, чего реально требуют единство и борьба противоположностей, и признать, что в результате только одних количественных изменений, обязательно появляются неожиданные качества, ранее не бывшие (изолированно), при этом понимая существующее как реальность становления (развитие-деградация).

Итак, поскольку постепенное количественное назревание часто приводит к новым качественным скачкам, постольку можно сказать, что развитие происходит в виде становление качественно-количественных структур И поскольку постепенное количественное назревание часто приводит к новым качественным скачкам, постольку можно сказать, что развитие происходит в виде становления количественно-количественных структур есть одновременно постоянная борьба, т.е. сплошное самопротивоборство.

Седмая аксиома – ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – смена количественно-качественных структур (эволюционно-революционные изменения).

Установлено, что существующее есть и подвижной покой, и единство и борьба противоположностей, и количественно-качественная становящаяся структура.

Здесь же мы и начинаем уже разговор о существовании жизни.

Жизнь растения – это одно, но жизнь животного – это уже совсем другое. А вот жизнь человека – это главный и глубокий тип жизни.

Человек живет в природе, но сам по себе он еще не есть природа. Человек – живое существо, но уже не сводится к животному.

  1. Человек есть разумное существо. Когда говорят, что человек есть разумное существо, то слово «разум» понимается не отвлеченно, но как нечто осмысливающее всякую материальную данность. Наличие разума в живом существе делает его носителем высших ценностей, вплоть до космических.
  2. Разумность человека понимается как общественно-личностная ценность. Отсюда и вытекает – человек есть личность, носитель высших ценностей, вместе с тем, что человек есть общество, поскольку личностей много и все они взаимодействуют между собой, образуя общество.

Человека нет без личности, личности нет без общества, но и общества нет без истории, т.е. человек есть продукт исторического развития, сгусток общественно-исторических отношений.

Исторический процесс есть в первую очередь некое постепенное развитие, некое то более медленное, то более быстрое созревание, расширение и углубление чисто количественной исторической данности. В истории мы постоянно являемся свидетелями не только постепенной эволюции той или другой общественной формы, но и тех революционных скачков, которые сравнительно быстро отправляют в прошлое данную историческую форму и насаждают новую форму

Постепенное развитие иной общественной формы происходит очень медленно и даже малозаметно. Одни люди осмеливаются думать по-новому, другие не осмеливаются, третьи колеблются, а четвертые являются активными борцами против новых требований жизни. И это происходит годами, десятилетиями и даже столетиями.

И вот однажды – пробил час истории. Едва мыслимое и малопродуманное, а в бытовом смысле даже и совсем неожиданное вдруг получает силу, становится ясным для большинства, сметает прошлые формы и устанавливает небывало новые.

Восьмая аксиома – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА КАК АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА ЕСТЬ МОДЕЛЬ, ПРОГРАММА и ЗАКОН для всякой относительной единичности.

Человеческая мысль никогда не стоит на месте и все время расширяется и углубляется по законам диалектики. Однако в быту диалектику не так просто объяснить.

Диалектику очень часто понимали в истории как остроумную игру противоречий, которая никого ни к чему не обязывала, а была только способом времяпрепровождения.

В быту часто говорят: диалектикой можно доказать что угодно. Однако диалектика не собирается доказывать что угодно. Диалектика – не пустая игра словами. Она не преследует целей релятивизма, нигилизма и вообще любой болтовни лишь потому, что в жизни нам каждый раз приходится сталкиваться со сплошной путаницей, так же как и в истории. Однако, наша жизнь скорее вечная проблема, а не путаница. И именно эта проблема решается вечно и каждый раз не окончательно.

В историческом процессе в человеке заложена главная проблема – это стремление к свободе в жизненных проблемах. Каждый период истории имел свое представление о свободе и по-своему достигал этой свободы. Однако такой свободы оказывалось недостаточно, и тогда наступал новый период истории. Учитывая же законы диалектики, мы приходим к выводу, что конца к этому стремлению просто нет. Наше существование едва ли всегда будет беспроблемным.

Так известно, что абсолютное существует, так как без него невозможно относительное. Но это значит, что при таком утверждении абсолютизируется и сама эта относительность. Аналогичная ситуация складывается и с такими крайностями: белое невозможно без черного, высокого без низкого, правого без левого. Я уж не говорю о таких крайностях, как истина без заблуждения, заблуждения без истины (ИЗ-ЗИ).

Если невозможно абсолютное достижение свободы, то всегда возможно относительное ее достижение – конечно при условии отражения абсолютной свободы как МОДЕЛИ в относительно свободных поступках в бесконечно разнобразных инвариантных копиях этой модели.

Человек и его история – это вечная проблема. Именно в этой ситуации диалектика не пустое место, а диалектика свободы и необходимости, достижимая в каждый условный и относительный момент человеческой жизни.

Диалектика свободы и необходимости есть окончательный залог нашего и личного и общечеловеческого благосостояния на разумной основе.

Именно поэтому мы не очень должны горевать, когда вдруг наши дела стали плохими. Вместе с этим не нужно очень радоваться, когда нам начинает везти в том или ином деле. Именно такие крайности и лежат в поле диалектики нашего бытия. Диалектика в чистом виде – это не просто игра противоречий и бесплодная болтовня с утверждениями и отрицаниями. Прикоснуться к диалектике возможно лишь при условии, если мы найдем для нее некую объекттвную опору. А этой опорой для человека является заложенные в нем бесконечные и безпрепятственные возможности. Так, если невозможно абсолютное достижение свободы, то всегда возможно относительное ее достижение при условии отражения абсолютной свободы как МОДЕЛИ в относительно свободных поступках в бесконечно разнообразных инвариантных копий отображенной модели.

Сам человек – это вечная проблема. Да и сама история человека – тоже вечная проблема. А в этой ситуации человеческой проблемой становится диалектика СВОБОДЫ и НЕОБХОДИМОСТИ, обычно достижимых в каждый условный и относительный момент человеческой жизни. Диалектика свободы и необходимости есть окончательный залог нашего и личного и общественного благородства.

Аналогичная проблема просматривается и в культуре Востока, а не только Запада.

Вот как эта проблема обозначена в первой проповеди Будды: «Есть две крайности…,  которых не должен придерживаться тот, кто ушел от мира. Одна – практика, основанная на привязанности к объектам этого мира; это путь низкий, варварский, недостойный, не ведущий к благу, обывательский. Другая – практика самоистязания, мучительная, недостойная и не ведущая к благу. Но есть и средний путь…, – тот путь, что открывает глаза, способствует пониманию, ведет к умиротворенности, к высшей мудрости (диалектическому разуму – ОАА), к полному просветлению, к нирване».

Именно в рамках диалектической триады есть смысл рассматривать сегодня и систему отношений «Восток – Запад – Россия).

Девятая аксиома – ВЗАМОДЕЙСТВИЕ ВСЕГО СО ВСЕМ В РАМКАХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Эта аксиома включает в себя все вышеобозначенные аксиомы в соответстивии с МОДЕЛЬЮ общечеловеческой деятельности – Структурно-Функциональным конструктом  (СФК) (аксиомы Общей Теории Деятельности ОТД).

Эта проблема нами обозначена на сайте Академии Тринитаризма по адресу:

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160035.htm

Подвижный покой, с которого начиналась диалектика, в своем максимально зрелом развитии оказывается единичной и относительной свободой человека и абсолютной истиной общечеловеческого освобождения

Материалистическая диалектика заключает в себя релятивизм, но не сводится к нему. А это значит, что он признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине.

Не нужно трех слов – «логика», «диалектика» и «теория познания», а достаточно одного слова «философия», то есть наука об абсолютной и всеохватывающей действительности. Эта действительность выше и всякого объекта, и всякого субъекта, потому что именно она все из себя порождает и творит, в том числе и всякий субъект, и всякий объект. Логика, диалектика и теория познания являются только частными, а следовательно, и только частичными подходами к пониманию действительности вообще в рамках общечеловеческой деятельности.

Действительность выше, чем бытие и чем существование. Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)- отношения –  из этого и  складывается истина.

Информационные источники:

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

2. А.С. Степанова. Смысл понятия «аксиома». //Философия Древней Стои. Санкт-Петербург, 1995

3. А.Ф. Лосев. Диалектика и здравый смысл // Дерзание духа. М., 1989.

4. Коллективная монография: «Диалектика. Познание. Наука.» // В.А. Лекторский, В.С. Тюхтин, А.П. Шептулин. М., 1988.

5. В.Г. Лысенко. Будда как личность или личность в буддизме. // сб. «Бог – Человек – Общество в традиционных культурах Востока». М., 1993

6. А.П. Назаретян. Человеческий интеллект в развивающейся Вселенной: истоки, становление, перспективы. М., 1990.

7. Ю.Н. Забродоцкий. Видеология сотворения. Слово образа и подобия. М., 2005.


Запись опубликована в рубрике Институт Разума. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

1 комментарий: ДИАЛЕКТИКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ИНСТИТУТ РАЗУМА

  1. «Я родился – ребенок в семье.
    Вырос, пошел в семилетнем возрасте в школу, закончил школу, пошел в армию. Однако во всех случаях я оставался все тем же (Анатолием)..
    А это значит, что человек, с одной стороны непрерывно движется и меняется с возрастом, а с другой стороны, вовсе никак не движется»

    ***
    Рождается и двигается – вещество (тело). А остается неподвижным имя – «Анатолий».
    Поэтому теза: «ВСЕ движется», и антитеза: «ВСЕ покоится» никакого отношения к диалектике не имеет! А к диалектике имеет отношение, к примету,субстанциональный дуализм Декарта, где формы движения возможны в силу субстанциональной орто-независимости, например в скорости s/t….
    ИМХО!!!

    Цитировать

Добавить комментарий