ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

(Парадоксы в процессе познания)


Практика мировой науки свидетельствует о том, что прорывы в неизвестное происходят обычно скачком (инсайтом – озарением в сознании человека), в результате интуитивного постижения истины. Причем подобное озарение происходит не на коллективной основе, а в рамках индивидуального сознания. Различного рода «мозговые атаки», в лучшем случае способствуют лишь индивидуальному микроинсайту.

Если же к науке подходить традиционно, то мы каждый раз наталкиваемся на парадоксы, которые характеризуют тупиковые ситуации в познавательных процессах в рамках уже однажды накопленного знания.

В процессе овладения знаниями приходится сталкиваться с рядом ограничений, а именно: время активной научной деятельности ограничено. Так традиционно получение знаний в процессе чтения, подготовки лекций, бесед с коллегами не дают необходимого его объема. Получение же информации на основе банков знания (БЗ) на основе ЭВМ увеличивают объем получаемых знаний, но здесь нужно учитывать, что любая обзорная научная информация никогда не бывает адекватно-нейтральной, она всегда несет в себе кредо авторов обзоров. При этом в подобной ситуации проявляет себя некий негативный метод редукционизма в сфере науки, который практически «приглушает» творческую и поисковую активность индивида.

Именно подобная проблема встает перед разумом каждого индивидуума, пытающегося проникнуть в суть жизни и понять самого себя. Поэтому можно согласиться с тезисом Ф.Энгельса по поводу этой проблемы:

«Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связное целое, но познание этой системы предполагает познание всей природы и истории, чего люди никогда не достигают».

Именно в связи с этим утверждением Ф.Энгельса можно согласиться с тем, что постичь ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА – это довольно-таки не простая задача.

Просто механическое объединение различных концептуальных проектов по этой проблеме не дают должного эффекта и периодически отвергаются научными сообществами. Именно в связи с этим обстоятельством и приходится сосредоточить особое внимание и к другому тезису:

«…естествознание включает в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включает в себя естествознание, это будет одна наука» (К.Маркс, Ф.Энгельс)

Ориентация на Единую Науку указывает на необходимость построения системы гипотез, уже имеющих место в разных научных исследованиях, привлекающих к изучению феномен человека. Именно в этой ситуации и расширяется диапазон построения концепций, начиная от фундаментальных физических основ материи до феномена «идеального» в психике человека.

Так уже современные достижения в науке о человеке указывают на механизмы наших ВОСПРИЯТИЙ, которые согласованы с законами природы, а постулаты научного знания уже есть осознание того, что изначально заложено в природе живого.

Наше знание извлекается из реальности, и хотя мир бесконечно сложнее, чем это обозначено в тех или иных теориях, однако эти теории без конца перестраиваются и опровергают друг друга между используемыми и средствами анализа – мозгом и анализируемым объектом в рамках Субъект – Объектного отношения с ориентацией на деятельностную сущность Человека. Именно в этом контексте мы и ориентируемся на Общую Теорию Деятельности в рамках Единой Науки.


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

2 комментария: ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. Получение же информации на основе банков знания (БЗ) на основе ЭВМ увеличивают объем получаемых знаний, но здесь нужно учитывать, что любая обзорная научная информация никогда не бывает адекватно-нейтральной, она всегда несет в себе кредо авторов обзоров. При этом в подобной ситуации проявляет себя некий негативный метод редукционизма в сфере науки, который практически «приглушает» творческую и поисковую активность индивида.

    Вы разделяете Знание и Информация? Они ведь не тождественны. Не вся информация содержит знание (содержание).
    А как насчет избытка информации (энтропии)? Чем больше информации, тем меньше способности её усвоить и извлечь из неё смысл (знание), тем выше энтропия.

    Цитировать
  2. Вы разделяете Знание и Информация? Они ведь не тождественны. Не вся информация содержит знание (содержание).


    Разве Знание – Содержание без Формы?. Здесь приходится иметь дело с категориальным единством противоположностей: «Отражение – Информация», лежащей в основании любой Активности.
    Что касается Знания, то оно получает развитие в социальной среде. Индивид же в этой среде его (знание) получает в процессе образования и самобразования. Именно в этом контексте и получило свое развитие такие «технологические» средства как «Ин-Форматика». Что касается «информационной энтропии», то разговор на эту тему обозначен в нашем диалоге на тему:О ЯЗЫКЕ НАУКИ И РАЗУМА в рамках «деятельностной информатики»
    http://ovseytsev.trinitas.pro/2011/02/23/o-yazyike-nauki-i-razuma-v-ramkah-deyatelnostnoy-informatiki/#more-17

    Цитировать

Добавить комментарий