КОГНИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Информация, которую человек получает от внешнего мира, не ограничивается непосредственными впечатлениями, доходящими до него от действительности.

Так внешняя информация достигает органов чувств, проходит затем через длинную цепь процессов, обеспечивающих анализ получаемой информации, где и происходит всестороннее отражение свойств воспринимаемого предмета, выделение его существенных признаков с последующим включением его в соответствующую СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ.

Только такой длительный путь, наряду с активной деятельностью органов чувств, включает и активные действия человека, и его прежний опыт, и решающее важное участие языка, хранящего опыт поколений, который и позволяет выходить за пределы непосредственно получаемой информации.

Такой путь и является психологической основой процессов создания субъективного образа объективного мира (процессов отражения его в нашем сознании) на деятельностной основе.

Итак, мы начинаем рассмотрение ВОСПРИЯТИЕ человека как активный процесс, непосредственно связанный с человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, которая позволяет отбирать из доходящей до человека информации существенные признаки и относить воспринимаемые предметы к определенным КАТЕГОРИЯМ, обеспечивая тем самым более глубокое и всестороннее отражение внешнего мира.

Этот же принцип относят и к  ощущениям, которые часто трактуются упрощенно физиологически, но к которым необходимо подходить как к такой же сложной форме перцептивной деятельности, как и восприятия на инвариантной основе.

Именно исходя из этих обстоятельств мы и начинаем двигаться по пути разработки Общей Теории Деятельности (ОТД) человечества, положив в основу методологию феноменальной логики (феноменологии) в деятельностном контексте «вполне человека» в его социальной среде.

В соответствие с нашим Проектом «ОТД-2010» наступил период составления трактата «Общая Теория Деятельности», на основе накопленного материала в течении пяти лет с использованием Интернет-сети и в нашем Блоге.

Что касается наших наработок, то методологической основой составления трактата ОТД будет служить деятельностная парадигма  (СФК- подход) с ориентацией на Единую Науку. В рамках этой парадигмы будут использоваться различного рода наглядные формы (мнемо-схемы, конструкты).

Учитывая тот факт, что нами в какой-то мере решена проблема Общего относительно жизнедеятельности Социума и Человека в его составе, то мы наш трактат начнем излагать  на пути «восхождения от частного к всеобщему», чтобы на конечном этапе этого изложения дать обоснование СФК-подхода (общего) на основе обобщения частных и особенных форм целенаправленной деятельности Человека в структуре Социума на всех его уровнях.



Предварительный план настоящего фрагмента трактата ОТД. ориентирован на человечески индивидуальный феномен в психологическом плане – перцептивность и восприятие будет излагаться поэтапно:

  1. Процесс категоризации ощущений и восприятий.
  2. Категоризация – одна из форм социальной обусловленности чувственного отражения.
  3. Иерархия человеческих ценностей и категориальная готовность.
  4. Единство языка и сознания.
  5. Гносеологические особенности возможных сенсорных феноменов.
  6. Контекст – это среда воспринимаемого события.
  7. Предвосхищающие перцептивные схемы – конструкты.
  8. Конструкты обыденного и научного мышления.


Ниже представлен первый пункт намеченного плана

1. Процесс категоризации ощущений и восприятий


Как показывают психологические исследования, в процессе ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ происходит своеобразное решение проблем. Именно благодаря этому окружающая среда воспринимается не как набор форм, цветов, звуков, запахов, а как упорядоченная и более или менее понятная субъекту совокупность предметов и событий. Осмысленность и понимание чувственно воспринимаемого окружающего мира возможны благодаря процессу категоризации ощущений и восприятий.

Под перцептивными категориями понимают выработанные в процессе познания и практики представления и понятия, в которых репрезентирован сохраняемый в памяти познавательный опыт субъекта.

По своему содержанию категории могут быть простыми («звук», «свет», «прямое-кривое», «большее-меньшее»), более сложными: категоризация-классификация  («дерево-ель, береза», «грибы – белые, опята», «автомобиль – Запорожец, Джип») и очень сложными, в том числе представленными научными («симметрия – асимметрия –взаимодополнительность») и философскими понятиями («Форма-Содержание-Смысл») и т.д..

Процесс категоризации заключается в том, что на основе признаков внешнего воздействия субъект относит отражаемый объект к той или иной категории, к тому или иному классу вещей или событий. Механизмом категоризации является перцептивное умозаключение (когнитация).

Процесс категоризации включает в себя несколько этапов:

-         элементарный акт выделения предмета или события из потока воздействующих раздражителей;

-         этап поиска признаков, соответствующих имеющимся у субъекта категориям;

-         пробное, гипотетическое отнесения явления к определенной категории и последующий дополнительный поиск признаков, его подтверждающих;

-         окончательное отнесение явления к определенной категории и поиск признаков в строго очерченных пределах.

На каждом из этапов происходит постепенное сужение ряда категорий, к которым относится объект. При этом адекватность восприятия объекта зависит от богатства и взаимосвязей категорий, имеющихся и соответствующих свойствам и отношениям объективного мира. Если же субъект не располагает набором категорий, подходящих для правильного объяснения явлений, то может произойти неадекватное восприятие или неадекватное истолкование событий.

Категоризация восприятий как одно из проявлений активности чувственного отражения имеет большое значение в познавательной деятельности субъекта. Она служит необходимым моментом связи между чувственным и рациональным познанием. Именно благодаря категоризации восприятия включаются в смысловую структуру человеческого знания. Они приобретают при этом смысл, или значение, т.е. связь со знанием сущности, назначения и функционирования соответствующих предметов. Это осуществляется в результате того, что воспринимаемое относится субъектом к некоторому классу явлений, через знание которого оно только получает свое понимание и смысл.

В гносеологическом отношении категоризация восприятий выполняет функцию обобщения, достигаемого в результате взаимодействия чувственного и рационального. Осмысление чувственных образов позволяет поднять единичное до уровня общего и тем самым использовать его в развитии содержания знания.

Нейрофизиологический механизм актов категоризации заключается в установлении связей сенсорных сигналов с соответствующими нейродинамическими системами, являющимися кодом данных категорий.

Категоризация восприятий служит также формой связи между чувственным отражением и языком. Слова являются языковыми знаками, а их значениями служат категории, т.е. общие представления и понятия. Язык есть единство двух систем – знаковой и семантической. Речевые знаки, взятые автономно, без интерпретирующих их смысловых значений, не способны выполнять функцию отображения или воспроизведение предметного мира. Эту функцию выполняют семантические значения знаков, т.е.категории, а сами речевые знаки лишь помогают им выполнять ее, являясь внешним средством оперирования значениями.

В актах коммуникации при восприятии речи знаки активизируют у субъекта соответствующие значения, а при передаче информации вовне выражают эти значения. Благодаря тому, что чувственно воспринимаемые предметы идентифицируются с соответствующими категориями, а последние в свою очередь составляют семантическую систему языка (систему значений), ощущения и восприятия получают возможность словесного и иного знакового выражения и участия в коммуникации.



Информационные источники:


Коршунов А.М. Диалектика чувственного отражения. ФН, 1979, №1.

Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.

Нейссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981.

Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблем в свете современной науки.  М., 1986

Примечание.

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.


Относительно КАТЕГОРИЗАЦИИ см. http://rl-online.ru/articles/rl4_04/312.html

Категория – это виртуальное множество, образ совокупности объектов, обладающих одинаковыми свойствами и в связи с этим оцениваемых одинаково



Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

2 комментария: КОГНИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

  1. Что меня смущает:
    //Категория – это виртуальное множество, образ совокупности объектов, обладающих одинаковыми свойствами и в связи с этим оцениваемых одинаково//
    1. Если это категория (виртуальное множество), то по мне это четвертый статус системе Урманцева (признак – элемент – отношение – множество – композиционный закон). Согласно моим воззрениям семиотика представлена так: (значение – знак – символ – категория – концепт). Или в философии: (качество – количество – изменение – структура – проявление).
    2.Итак ваш подход совпадает с моим: Категория – (категория, множество, структура). Но сможете ли вы логично удержать свой конструкт без четкой эволюционной градации предшественников категориям. Ведь в определении категории вы используете «объект», «свойства».
    3. Вот пример ваш: «прямое-кривое», «большее-меньшее»
    3.1. «прямое-кривое» – это по мне прилагательное, лингвистическая пентада (прилагательное – существительное – глагол – наречие – деепричастие) или качество (философская пентада) . Это первый статус. По мне нет тут ни структуры, ни скрытого множества элементов.
    3.2 «большее-меньшее» – это по мне третий статус (отношение). Пример: берем два элемента (яблоки) даем им признаки (размер) и тогда можем строить отношение «большее-меньшее». Только на следующем моменте появится категория (под тем или иным «соусом», например разложенные по размеру «в ряд» яблоки (структура)).
    ***
    Суммирую свои сомнения из вашей статьи: при таком подходе вы получите скорее классификацию (по Пиаже). А для генезиса развития нужна и сериация по Пиаже. Вы же строите когнитивную теорию деятельности!
    По мне есть различие в «идентифицировании» объекта (второй статус – голубой, зеленый) и придать этому статус «категории» (четвертый – цвет).
    Впрочем , я могу и ошибаться.
    ***
    Тема крайне интересная. Искренне желаю успехов и буду следить за вашими наработками.

    Цитировать
  2. Виктор, тема эта не только интересна, и актуальна еще со времен К.Маркса, который в тезисах о Фейрбахе высказал следующую мысль (повторюсь):
    «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность берется только в форме ОБЪЕКТА или в форме СОЗЕРЦАНИЯ, а не как ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧУВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, практика, не СУБЪЕКТИВНО».
    Именно этот тезис заставляет особое внимание уделить ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ (Чувственному отражению) окружающего нас МИРА (естественного и социального) при всем разнообразии ФОРМ человеческой деятельности – внутренней (когнитивной) и внешней (конструктивно-преобразовательной).
    Здесь невольно приходится вспоминать историю проблемы «идеального и материального» в контексте «первичных и вторичных» качеств в рамках «субъект-объектного» отношения.
    На эту тему я так же подготовил небольшой фрагмент, который, конечно же получит свое развитие с учетом обозначенной Вами проблемы «классификация – категоризация». Этот «внеплановый» фрагмент я сейчас тоже вынесу на блог. Спасибо за внимание.

    Цитировать

Добавить комментарий