ЕДИНАЯ НАУКА В РАМКАХ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Человечество неразрывно-генетически связано с историей земной природы, с ее биосферой. А человеческая ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ неразрывно связана с использованием природных средств, чтобы обеспечивать качество собственно жизни, что в какой-то мере, влияет и на изменения в самой природной среде обитания. Однако, изменения, вызываемые человеческой деятельностью, в какой то мере незначительны в сравнении с действиями космических сил. С точки зрения вечности и бесконечной Вселенной человек представляется бесконечно малой песчинкой.

Однако, для нас всех ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это суть нашей природы и существования, средство сохранения жизни и возвышения над биосферой. Несмотря на краткосрочность индивидуальной жизни, наши человеческие усилия имеет определяющее значение для Человека и его Науки.


Если сосредоточить внимание на ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с позиции НАУКИ, то мы перед собой (в первую очередь) будим иметь два ее аспекта: ИСТОРИЧЕСКИЙ и ПРАКТИЧЕСКИЙ (праксиологический – т.е.  здесь и сейчас).

Так исторический аспект – это систематическое упорядочивание всех данных опыта, касающихся человеческой деятельности. История изучает все человеческие усилия в их бесконечной множественности и разнообразии и все индивидуальные действия с их случайными, специфическими и индивидуальными смыслами. Она исследует идеи, увлекающие действующих людей, и результаты осуществляемых действий. История охватывает все аспекты человеческой активности.

Так мы знаем  о существовании истории политической и военной деятельности, историю идей и философии, историю экономической деятельности, технологий, литературы, искусства и науки, обычаев и нравов разных народов. Предмет всех исторических наук – это ПРОШЛОЕ в своем становлении и развитии.



Изучение истории делает человека мудрее и рассудительным. Но само по себе это не дает знаний и умений, которые могут быть использованы для решения конкретных задач.

Естественные науки обычно имеют дело с прошлыми событиями. Любой ОПЫТ есть ОПЫТ ушедшего в прошлое. ОПЫТА же будущего просто не существует. В естественной науке ОПЫТ – это ОПЫТ эксперимента, в котором можно наблюдать какие-либо изменения изолированно. Именно они и могут служить доказательством правомерности тех или иных целесообразных практических действий.

ОПЫТ же, с которым имеет дело НАУКИ о человеческой деятельности, представляют собой сложное явление. Ведь здесь лабораторных экспериментов провести практически невозможно. Ведь мы не имеем возможности наблюдать изменение некого одного элемента при том, чтобы все остальные обстоятельства событий оставались неизменными.


Именно в этой ситуации и приходиться иметь дело с функциональной структурой всякой практической деятельностью – ПРАКСЕОЛОГИЕЙ («здесь и сейчас»).



ПРАКСЕОЛОГИЯ – это теоретическая и систематическая наука, отличная от исторической науки. Ее предмет человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных обстоятельств конкретных действий.

ПРАКСЕОЛОГИЯ нацелена на знание, действительное для любых случаев, условия которых соответствуют ее допущениям и выводам в рамках, например, СФК-подхода. В какой-то мере, СФК-формула априорна с точки зрения логики и математики.


В соответствие с нашим Проектом «ОТД-2010» наступил период составления трактата «Общая Теория Деятельности», на основе накопленного материала в течении пяти лет с использованием Интернет-сети и обозначенного на нашем Блоге : http://blogs.mail.ru/mail/ovseytsev-aa/


С нашей точки зрения Общая Теория Деятельности (ОТД) должна соответствовать следующими исходным критериям:

1. ОТД должна  быть обобщением совокупности всех знаний человечества, с выходом на уровень всеобщности.

2. ОТД должна основываться на всей совокупности знаний человечества как теоретических, так и опытных (праксиологических).

3. ОТД должна иметь форму системы,  адекватно отражающей объективную реальность в естественно-природной и социально-гуманитарной целостности.

4. В процессе формирования  ОТД будут использованы методы: исторический и диалектический в рамках которых будут использованы метод системного анализа (восхождение от общего к частному) и метод системного синтеза (восхождение от частного к общему) одновременно.


5. В нашем случае методологической основой составления трактата ОТД будет служить деятельностная парадигма  (СФК- подход) с ориентацией на Единую Науку. В рамках этой парадигмы будут использоваться различного рода наглядные формы (мнемо-схемы).


Учитывая тот факт, что нами в какой-то мере решена проблема Общего относительно жизнедеятельности Социума и Человека в его составе, то мы наш трактат начнем излагать  на пути «восхождения от частного к всеобщему», чтобы на конечном этапе этого изложения дать обоснование СФК-подхода (общего) на основе обобщения частных и особенных форм целенаправленной деятельности Человека в структуре Социума в рамках его целостности и гармонии с Природой.


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий