ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТРИАДА В ИСТОРИИ

Диалектическая триада в той или иной форме выдвигалась на протяжении всей истории античной и средневековой философии.


Античная философия диалектической триады.


Так древние пифагорейцы считали принципами всего существующего, и прежде всего числа, «предел» («границу») и «беспредельное». Причем беспредельное представлялось как некий фон, на котором вырисовывается та или иная ограниченная фигура. В подобном синтетическом виде трактовались в античности категории единого и многого, или монады и диад, и многие другие противоположности.

Такого рода триада предела, беспредельного и «смешанного» из того и другого в виде числа и любой другой структуры, яснейшим образом трактуется у Платона («Филеб»). В диалоге Платона «Тимей» чувственно-материальный космос и входящий в него человек представляются как совокупное действие космического ума и необходимости (материи).

Особенно тщательной логической отделке диалектическая триада подвергалась в неоплатонизме, начиная с Плотина (111 в.), в виде разделения всего сущего на неделимое первоединство, разделенный ум и самодвижно становящуюся космическую душу с дальнейшим воплощением этой триады в чувственно-материальном космосе.

Наиболее богата триадическими построениями философия Прокла (У в.).

Наконец, и все средневековье исходило из христианского догмата о троице.


Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических теорий.

Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального космоса, уже начиная с первых представителей греческой философии рассматривала всю действительность как становящуюся, как совмещеющую в себе противоположности, как вечно подвижную и самостоятельную.

Философы ранней греческой классики (У1 – У вв. до н.э.) говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершенного и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Они говорили о всеобщей изменчивости вещей в результате поревращения какого-либо одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в другой.

Это была диалектика движения и покоя, тождества и различия. Вся ранняя греческая классика говорила о бытии как о чувственно воспринимаемой материи, усматривая в ней те или иные закономерности.

Число пифагорйцев в раннюю эпоху совершенно неотделимы от тел.

Логос Гераклита есть мировой огонь, мерно вспыхивающий и мерно угасающий.

Мышление у Диагена Аполлонийского есть воздух.

Атомы у Левкиппа и Демокрита – геометрические тела, вечные и неразрушимые, не подверженные никаким изменениям, но из них состоит чувственно воспринимаемая материя.


Ранняя греческая классика говорила о тождестве, вечности и времени: все вечное протекает во времени, а все временное содержит в себе вечную основу – отсюда и теория вечного круговорота вещества.

Все создано богами; но сами боги – обобщение материальных стихий, так что в конце концов космос никем и ничем не создавался, а возник сам собой и постоянно возникает в своем вечном существовании.


Ранняя греческая классика затрагивала основные категории диалектики, хотя, находилась во власти стихийного материализма. Она была еще далека от системы этих категорий и от выделения диалектики в особую науку.

У Гераклита и других греческих натурфилософов мы находим формулы вечного становления как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком элеата Зенона. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множество, или мысленный и чувственный мир.


Отрицательная диалектика софистов


В Греции возникла и чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до полного нигилизма, не исключая и морали.

Жизненные и житейские выводы из диалектики делал уже и Зенон. В этом окружении Ксенофонт изображает Сократа из Афин (470 -399 гг. до н.э.) стремящимся давать учение о чистых понятиях, но без софистического их толкования, ища в них наиболее общие элементы, разделяя их на роды и виды, обязательно делая отсюда моральные выводы и пользуясь методом собеседования: «Да и само слово «диалектика», – говорил он, – произошло от того, что люди, совещались в собраниях, разделяют предметы по родам...»


Роль софистов и Сократа в истории диалектики.


Софисты, отойдя от слишком связанной с бытием диалектики ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за все более и более тоеими и точными мыслительными категориями. Этот дух эвристики (споров) и вопросно – ответный, разговорный характер теории диалектики отныне стали пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику. Этот дух чувствуется в напряженной мыслительной ткани платоновских диалогов, в различениях Аристотеля, в словесно-формалистической логике стоиков и даже у неоплатонистов, которые при всей своей мистической настроенности глубоко погружались в эвристику, в интерпретацию мифологии, в изосщренную систематику всех логических категорий.

Без софистов и Сократа немыслима античная диалектика, и даже там, где она не имеет ничего общего с ними по своему содержанию, древний грек – всегдашний говорун, спорщик, словесный эквилибрист. Такой же была и его диалектика, возникшая на основе софистики (измышлентя) и сократовского метода ученого разговора.


Диалектика Платона


Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон Афинский (427-347 гг до н.э.) понимал под диалектикой не только разделение понятий на четко обособленные роды («Софист») и не только искание истины при помощи вопросов и ответов («Кратил»), но и «познание бытия, подлинного и вечно тождественного по своей природе» («Филеб»).

Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и  общее («Государство»).

Замечательные образцы этого рода античной идеалистической диалектики содержатся в диалогах Платона «Софист» и «Парменид».

В «Софисте» рассмаривается диалектика пяти основных диалектических категорий: движения, покоя, различия, тожднства и бытия. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, различной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

В «Пармениде» сначала дается диалектика единого как абсолютной и неразличимой единичности, а затем диалектика единораздельного целого, как в отношении его самого, так и в отношении всего иного, которое от него зависит.

Рассуждения Платона о разных категориях диалектики встречаются во всех его произведениях. Можно указать хотя бы на диалектику чистого становления («Тимей») или диалектику космического единства, стоящего выше единства отдельных вещей и их суммы, выше самого противопоставления субъекта и объекта («Государство»). Недаром Диоген Лаэрций считал изобретателем диалектики именно Платона.


«Первая философия» Аристотеля.

Аристотель из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), рассматривавший платоновские идеи в пределах самой материи и тем самым превративший их в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии и ряд других учений, поднял диалектику на высшую ступень. Всю эту область философии он называл «первой философией». Термин «логика» он сохранил за формальной логикой, а под «диалектикой» понимал учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости («Первая аналитика»).

Значение Аристотеля в истории диалектики огромно. Согласно его учению о четырех причинах – материальной, формальной (вернее, смысловой, эйдетической), движущей и целевой, – они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.

С современной точки зрения это, несомненно, есть учение о единстве противоположностей, как бы сам Аристотель ни выдвигал на первый план закон противоречия (вернее сказать, закон непротиворечия) в бытии и познании.

Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, то есть является сам для себя и субъектом и объектом, есть не что иное, как фрагмент все той же диалектики. Правда, знаменитые десять категорий Аристотеля рассматриваются у него раздельно и вполне описательно. Но в его «первой философии» все эти категории трактуются достаточно диалектично.

Следует отдать должное тому, что Аристотель сам называл диалектикой, а именно системе умозаключений в области вероятных допущений. Здесь он дает диалектику становления, поскольку сама вероятность только и возможна в области становления.

Из логики же Аристотеля сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов, ориентированных на диалектику.


Философия Древней Стои.


Стоицизм имел шестивековую историю, возникнув в трагический для древних греков период разрушения полиса и оказав значительное влияние на формирование идеологии христианства. Гимн моральному образу мыслей и поступков, провозглашенный Стоей, подготовил почву для возникновения христианской формулы дарования счастья всем людям, почитающим добродетель. Христианское учение заимствовало из стоицизма ряд понятий и идей, например, понятие «логос» или идею телесности божества как духа особого типа. Благодаря христианству идеи стоиков проникли и в философию Нового времени, в том числе и в русскую. Идеи стоиков о свободе, о всеобщем благе и ценности человеческой личности, стремящейся к единению с другими, звучат по-современному.

Наименее изученный период Древней (Ранней) Стои представляют собой такие философы как Зенон из Кинтиона (335-263 гг. до н.э.), Клеанф из Асс (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп из Сол (280-207 гг. до н.э.). Именно относительно этого периода уже идет речь о существовании очень тонкой связи между такими дисциплинами, как этика и логика. Своеобразие учения Ранней Стои как раз и состоит в тесном переплетении проблем онтологии, гносеологии, логики и этики.

В учении о бытии Стоики уже выступают сторонниками диалектики. У Стоиков же именно «только мудрый – диалектик».


Диалектика целого и частей атомистов и неоплатенизм


Линию Демокрита из Абдер (460-360 гг. до н.э.) – Эпикура из Афин (341-270 гг. до н.э.) – Лукреция из Рима (99-55 гг. до н.э.) не следует понимать механистически. Появление каждой вещи из атомов тоже есть диалектический скачек, поскольку каждая вещь несет с собой совершенно новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

Известно также античное уподобление атомов буквам: цельная вещь появляется из атомов так же, как трагедия и комедия из букв. Именно в таком контексте атомисты рассматривают здесь диалектику целого и частей.

В последние столетия античной философии диалектика Платона получила особенно большое развитие. У Платона имеется специальный трактат о диалектике

Чем дальше развивался неоплатонизм, тем более уточненной и изощренной становилась диалектика.

Диалектична основная неоплатоновская иерархия бытия:

  1. Единое, которое является абсолютной единичностью всего сущего, сливающей в себе субъекты и объекты и потому неразличимой в себе и допускающей только числовую реальность этого единого;
  2. Качественная наполненность этих первочисел, или Нус-Ум, представляющий собой тождество универсального субъекта и универсального объекта (заимствовано у Аристотеля), или мир идей;
  3. Переход этих идей в становление, которое есть движущая сила космоса, или мировая душа;
  4. Произведение и результат этой подвижной сущности мировой души, или космос;
  5. Постепенно убывающие в своем смысловом наполнении космические сферы, начиная от неба и кончая землей.

Диалектично в неоплатонизме и само учение о постепенном и непрерывном излиянии и саморазделении первоначального единого, которое обычно называвшееся эманационизмом (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл и другие философы конца античности – Ш-1У вв.).

Здесь много диалектических идей, которые, однако, ввиду специфических особенностей данной эпохи часто излагаются в форме мистических рассуждений и скрупулезно изощренной систематики.

Диалектически важны, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение, учение о вечной подвижности космоса, о чистом становлении.


Итак, в античной диалектике были продуманы почти все главные категории этой науки на основе осмысления стихии становления.

Но ни античный идеализм, ни античный материализм не могли справится с этой задачей до конца, ввиду своей созерцательности, слияния идеи и материи или же их разрыва, ввиду примата либо религиозной мифологии, либо просветительского релятивизма, ввиду слабой осознанности самой сущности категорий как отражения действительности и неумения понять характер творческого воздействия мышления на действительность.

Это же относится и к средневековой философии, в которой место прежней мифологии заняла другая мифология.


Информационные источники:


Философский энциклопедический словарь. М., 1983

Лосев А.Ф. О диалектике как таковой. /Дерзание духа. М., 1989

Степанова А.С. Философия Древней Стои. Санкт-Петербург, 1995

Солопов Е.Ф. Новое мышление – мышление диалектическое.// сб. Диалектическая сущность нового мышления. М., 1990



Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий