Аристотелевская логика была связана с классифицирующей деятeльностыо мышления, вычленяющеro в рассматриваемых объектах родо-видовые связи. Аристотeля ограничивался поэтому выражениями субъектнопредикатной структуры
Лоrика стоиков бьша не только более строгой по форме, но и roраздо более широкой, чем ЛОГИКА Аристотеля, так как анализируемые ими союзы «если. .. то,., «или…или». и другие, а также сформулированные ими правила вывода относятся к высказываниям неопределенной структуры. Формализм СТОИICов -это тенденция к формализации, являющейся отличительной чертой дедуктивной системы, характерной особенностью которой считается точность. Исследуя проблемы истинности высказыванийl, стоики ставили акцент на само слово, на форму высказывании, в отличие от перипатетиков,, делавших упор на значение слова . ..Не вызывает сомнения, что сами СТОИКИ знали об отличии созданной ими лоrики от теории Аристотеля. Рассматривая формулу «из р следует q, но р; следовательно q,., они понимали ее принципиальное отличие от аристотелевскоro силлоогизма. Александр Афродизийский в комментарии на «Топику,. Аристотеля касается вопросов, вызывавших в древности споры, в частности вопросов о том, больше ли мир земли и следует ли предпочесть хирургический метод лечения лекарственному. Александр упоминает о логических проблемах. а именно является ли индукция методом более убеднтельиым. чем силлоmзм. и какой силлогизм наиболее важен -категорический (аристотелевский) или rипотетичecпtй (стоический) .
Несомненно, здесь речь идет об отношении логики Аристотеля к лоrике СТОИКОВ Катеroрические предпоснлки в силлогизме, будучи простыми высказываииями, как бы предваряют предпосылки, из которых состоят сложныe гипотетические силлоmзмы
СТОИКИ не только знали об отличии их системы логики от аристотелевской, но и правильно понимали соотношение этих систем.
Так к трем началам, признававшимся Аристотелем,предмет, соответствующее ему представление в душе и звук – стоики добавили еще четвертое начало – смыловуюю сторону речи, т. е. ЛЕКТОН. Понятие «лектон» стоиков отделяет мышление от высказывания.Понятие «лектон» стоиков не следует рассматривать вне связи с другики и прежде всего с понятием «логос». Для стоиков ЛОГОС в их учении – это и природа, и РАЗУМ, и слово.
Именно в этом смысле мы рассматриваем ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ единство (ЛОГОС – ЛЕКТОН) у СТОИКОВ с ориентацией на наш СФК-подход.