ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Существующие, достаточно полно проявившие себя модели развития,  следуя которым государства обеспечивают сферу своих жизненных интересов, создали и всё более усугубляют тотальную угрозу самому существованию человечества. Эта угроза заключена в так называемых глобальных проблемах современности.

Проблемы развития не могут быть кардинально разрешены вне решения основного противоречия цивилизации — между всеми известными способами производства и способом жизнедеятельности.

Качественную суть способа жизнедеятельности определяет принцип взаимоотношений человека с Природой, функциональной частью которой является сам человек. Взять больше, чем отдать, или принцип жизнедеятельности раковой клетки, — вот что наиболее характерно для землян от выжигания лесов в эпоху раннего земледелия до техногенного глобального посягательства на устойчивость Биосферы в наши дни.

Современное  производство, называемое расширенным, таковым не является, ибо создаёт всё более небоскрёбное здание жизнедеятельности за счёт фундамента самой жизнедеятельности, за счёт  так называемой главной производительной силы.

Основной недостаток реализованных и реализуемых моделей прогресса состоит в подчинении как целей развития, так и избираемых для их достижения средств временным, частным, несущественным интересам с точки зрения критериев истинно расширенного воспроизводства, при котором приращение животворных сил природы, включая духовность человека,  должно опережать рост производства материальных благ и услуг, а при этом условии — рост производства должен опережать рост населения.

Если условия истинно расширенного воспроизводства не выполняются, неизбежны различные патологии как в развитии, так и в самом мышлении людей независимо от их места в иерархии отношений и законов, при помощи которых пытаются регулировать эти отношения без понимания и соответственно учёта качественных особенностей существующих типов развития или их сочетаний.

По мере нарастания степени экологической деградации и тяжести других проблем современности людям всё больше грозит судьба пауков, размножившихся в закрытой банке. Но если пауки не могут изготовить для себя банку, то люди могут, превращая в неё свою неповторимую планету.

Встает вопрос о спасении. Но ни в известном «социализме», ни в известном «капитализме» спасения нет по причине биосферонесовместимого способа жизнедеятельности. Упомянутые «измы» — это разные ноги (левая и правая) современного человечества. И обе они в трясине патологии. Как ни переступай с ноги на ногу, всё равно засосёт с головой. Нет и третьей политической ноги, но есть у обеих ног одна голова и только она может спасти свои ноги вместе с собой.

Говоря иначе, есть пока человек, не овладевший новым биосферосовместимым мышлением в необходимой и достаточной мере для перехода на качественно другой путь, предполагающий иной тип жизнедеятельности не за счёт Природы, а вместе с ней.

Необходимость изменения устаревшей системы ценностей и ментально-социальной ориентации людей естественно обосновывается самой Природой и даруется им для их же собственного всеобщего благополучия, а не благополучия одних за счёт других. Однако с тех пор как человек стал брать у Природы больше, чем отдавать, эксплуатация превратилась в феномен не только природодеятельностной, но и социальной практики. При этом не важно, имеется ли в виду эксплуатация человека человеком, общества человеком или человека и Природы — обществом. Отчуждение так называемой прибавочной стоимости происходит сегодня трижды: первый раз у производительной силы Природы, второй — у производительной силы человека, третий — у производительной силы общества. Второе и третье — следствие первого.

Все известные социальные и научно-технические революции происходили и происходят в рамках изначально патологического выбора. Люди не заметили, как они перешагнули черту, до которой они отдавали Природе столько же, сколько забирали, и за которой они стали забирать больше, чем отдавать.

Последнее характерно сегодня для любой социальной системы. Независимо от левизны или правизны они развиваются по патологическому пути. Именно поэтому вопрос о производственных отношениях вторичен по отношению к вопросу о типе жизнедеятельности.

Любые производственные отношения в рамках патологического (биосфероНЕсовместимого) выбора ведут к самоотрицанию, ведут к гибели. В рамках патологического мышления и развития одна форма собственности может существовать только за счёт другой. Более того, если какая-то форма собственности становится господствующей, всё сводится к внутривидовой борьбе и, в конечном счёте, к гибели в отравленной среде обитания.

Комплекс так называемых глобальных проблем образовали в основном термоядерная, экологическая, демографическая, энергетическая, ресурсная и продовольственная угрозы в контексте неравномерности социально-экономического развития различных регионов мира. Все эти проблемы неразрешимы по одной и достаточны каждая сама по себе для общемировой катастрофы.

Между тем, кроме отдельных сокращений вооружений, установки очистных сооружений и стерилизации населения ряда стран Юго-Восточной Азии и Африки, никто не предложил иного механизма решения так называемых глобальных проблем и тем самым избавления от угрозы для цивилизации в целом. Поэтому нарастающая тревога имеет под собой объективную основу.

Системный характер взаимопроникновения глобальных по своему масштабу проблем современности и их тесная связь с общепланетными экокризисными процессами создали новую социоприродную реальность, значение которой ещё слабо осознается человечеством. Опасность так называемых глобальных проблем и неотложность их решения в значительной мере вызваны и тем, что наступило экоизменение состояния, качества и возможностей среды обитания человека и условий жизнедеятельности цивилизации.

Мир уже давно не тот, что прежде, во времена великих мореплавателей, покорителей «дикого Запада» и буржуазной промышленной революции, когда сложились традиционные представления о прибыли и основы современной государственной и банковской системы. Прежнее равновесие самовосстанавливающейся среды и условия эффективного функционирования базиса нарушились. Эколого-экономические изменения базиса и самого общества усиливаются пропорционально нарастанию давления глобальных посягательств на структуру Биосферы и общества.

Таким образом, кризис мирового развития в его новой, эволюционной стадии, приобрел вполне конкретную социально-экономическую форму выражения в виде постоянного роста глобальной экологической инфляции. Между тем система глобальных проблем как общечеловеческая проблема безопасности жизнедеятельности по-прежнему не включена в национальные, федеральные и международные стратегии программ развития. Поэтому такие программы по-прежнему ориентированы на воспроизводство патологии.

Касаясь роли общественных наук, Дж. Сорос нелицеприятно подчёркивает, что большая часть научных теорий о человеческих делах намеренно исключает несовершенное понимание участников из поля своего рассмотрения. «Социальные науки пошли на немыслимые искажения, чтобы только исключить несовершенное понимание участников из своего предмета». «Мы можем обойти рассмотрение действительности как целого, но мы не можем избежать последствий нашего несовершенного понимания в качестве участников событий, о которых мы размышляем», хотя бы потому, что существует, например, взаимоопределение между «когнитивной функцией социума» (участники событий) и его экономическим статусом.

Однако и сегодня в общепланетном статусе по-прежнему видоизменяются лишь частности, не влияя на общее, по-прежнему идёт борьба со следствиями патологической модели развития. Радикально новое отторгается системой как чужеродное, демонстрируя мощность сложившейся кристаллизации устаревшего нежизнеспособного целого, воспроизводящего метастазы жизнедеятельности в природном организме.

Конечно, задача преобразования основы основ выглядит беспрецедентной. Но именно она как осознанная задача развития разума может помочь сформировать непатологическую нерефлекторную логику ноосферного мышления и организовать соответствующие действия.

Решение задачи исторического прогресса искоренением эксплуатации человека человеком — это утопия. Эксплуатация человека человеком — это следствие, а не причина. Когда путаются причинно-следственные связи, проблемы не только не разрешают, но и порождают новые. Вопрос о производственных отношениях, это полезно повторить, вторичен. Первичен тип жизнедеятельности, а в нём  наиглавнейший принцип — принцип присвоения природного продукта.

Мудрая притча не случайно гласит об иголке, спрятанной в яйце за семью печатями, якобы из-за своего волшебного острия жизни или смерти. Тип жизнедеятельности — это и есть иголка, глубоко спрятанная в яйце (символе жизни), некая основа, на которой строится общество, а жизнь или смерть, находящиеся «на острие иглы», — это есть свобода выбора принципа присвоения природного продукта, неотделимого от способа жизнедеятельности.

Так или иначе,  об этом много говорят, не понимая главного истока патологии: присвоение природного продукта по принципу «взять больше, чем отдать», и есть первичное отношение эксплуатации, которое перенесено в сферу социальных отношений и задаёт всю цепочку неэквивалентных обменов между людьми, между человеком и государством, между государствами, между обществом и Природой. Глобальные проблемы, социально-экономический и экологический кризис, кризис мышления, науки, выживания — звенья этой цепочки.

«Индустриальный мир, созданный в ХIХ в., технологически негоден, социально — мёртв, — говорится в фундаментальном труде американского философа Л. Мэмфорда «Техника и цивилизация». «Мы живём между двумя мирами: умершим и другим, которому всё не удаётся родиться». «Вместо того, чтобы найти и эти новые формы, мы используем наш талант, нашу изобретательность, чтобы дать новое дыхание многим капиталистическим и милитаристским учреждениям уже преодолённого периода».

.           Отмечая генные изменения и виртуальную реальность техники, навешивающей ценники на жизнь и даже на человеческое сознание, американский биолог и мыслитель Дж. Рифкин выдвигает идею о том, что Биосфера Земли должна стать образцом, рабочей рамкой, моделью переосмысления всех форм человеческой деятельности.

В 1993 г. с идеей выработки новой модели мышления, способствующей изменению отношения нашей цивилизации к Природе и моральным нормам выступил вице-президент США  А. Гор. Он предложил всем принять обязательство по трансформации ущербной экономической философии, которая узаконивает и даже поощряет разрушение окружающей среды, а также поставить на повестку дня программу глобальной экологической реконструкции планеты (от СОИ — к СЭИ) (От Стратегической Оборонной Инициативы — к Стратегической Экологической Инициативе). Как видим, мир начинает проблему понимать. Но этого мало.

Почему Программа глобальной экологической реконструкции планеты (ПГЭРП) А. Гора не была принята?  Ему даже и БОГ не помог


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий