Связь ФИЛОСОФИИ и ПСИХОЛОГИИ в рамках Единой Науки – ИНТУИЦИЯ

Асмус В.Ф. рассматривает ИНТУИЦИЮ в связи с теорией познания – той части философии, которая изучает способность человечества познавать мир, источники, формы и методы этого познания, вопросы об истине, то есть о соответствии знаний действительности, и путях ее достижения.

«Чувственная интуиция»  («Чувственное созерцание»).

«Интеллектуальная интуиция» – образное выражение.

Философия … не раскрывает конкретного механизма интуиции. Философия рассматривает интуицию лишь как продукт познавательной деятельности человека. Изучение конкретных механизмов решения человеком познавательных задач не составляет задачи философии, это задача в первую очередь психологическая.

В общественном познании большинство знаний, фактически добытых путем интуиции, оказываются опосредствованными, и не только чисто практически, но и путем логических доказательств.

Опосредствуется в общественном познании именно результат интуиции. Процесс получения этого результата, его механизм здесь не фиксируется. Он лежит в иной системе отношений – в сфере психического.

Мир, в котором мы живем, включая и нас самих, представляет собой грандиозную систему взаимодействующих систем.

Возьмем, например, ядро атома; это система, по отношению к составляющим его компонентам – протонам и нейтронам. Вместе с тем то же самое ядро атома выступает как один из компонентов более сложно организованной системы. Атом же, будучи более сложной системой, по отношению к ядру и внеядерным образованиям, играет в любом химическом соединении, в том числе в любой молекуле, роль компонента. Обращаясь к области живой природы, можно сказать, что клетка, являясь системой по отношению к ее компонентам, сама выступает в роли компонента более сложного образования – ткани. Ткань и ее элементы оказываются компонентами следующей взаимодействующей системы – органа, который в свою очередь составляет один из компонентов организма. Но и организм выступает как система только по отношению к входящим в него органам, играя вместе с тем роль компонента в более сложной системе: на уровне животных – в биологической системе вида, на уровне человека – в социальной системе общественных объединений людей.

В этих примерах выражена общая тенденция. Тенденция эта состоит в том, что мир представлен в ней, как система взаимодействующих систем, каждая из которых обладает специфическими особенностями, присущими только ей. Любая система определяется качеством ее структуры и  способом, который связывает ее компоненты. Вместе с тем каждая из этих систем вливается в другую, выступая в ней уже в роли подсистемы.

Тесная взаимосвязь всех этих систем может быть прослежена не только снизу вверх, – от элементарного к более сложному, но и сверху вниз, от более сложного к более элементарному.

Если мир есть система взаимодействующих систем, то все эти системы должны быть связаны не только внутри себя, но и друг с другом. Между ближайшими системами должны быть «переходные мосты», одна часть которых находится в одной системе, другая – в другой. Увидеть такой мост, пройти по нему нельзя, если мы ограничимся рассмотрением лишь одной какой-либо системы. Для обозрения такого моста в целом надо рассмотреть обе системы, которые этим мостом связаны.

В этой ситуации можно сказать, что именно ИНТУИЦИЯ и есть один из таких мостов!

Этот мост ведет от мышления индивида, которое представляет собой явление психическое, то есть происходит в системе психического взаимодействия, к общественно-историческому познанию мира человечеством, которое представляет собой уже явление социальное, возникающее в системе социальных взаимодействий общественных групп людей.

О конкретных механизмах интуиции мы знаем несравненно меньше, чем о ее продуктах, хотя она не отдалена от нас числом световых лет и не ограничена микроинтервалом, не доступным органам чувств. Она рядом. Ее наблюдал каждый, кому посчастливилось открыть неизвестную ему закономерность. Правда, многие из таких наблюдателей не усматривали в интуиции прямой связи с миром материальных явлений, относили ее к идеальным деяниям души.

Именно это «вырывание» интуиции из системы связей материального мира и есть основная причина трудности раскрытия управляющих ею конкретных законов.

Если интуиция тоже объективная реальность (хотя и своеобразная), то какими же должны быть и необходимые абстракции?

Нам удалось найти специфическую знаковую систему, качественно отличающуюся от общепринятой в системе познания,  позволяющую, формальными средствами с высокой степенью адекватности отразить форму и содержание человеческого мышления (диалектический его характер). Этой знаковой системой является Структурно-Функциональный Конструкт (СФК), отображающий «деятельностную»  природу творческой активности каждого индивида. Она представлена в следующем виде.

Пройдя определенную стадию объективизации в системе общественного знания, эта система сможет служить (и уже служит) эффективным средством решения познавательных проблем и, в том числе, проблемы так называемого «информационного взрыва». Одновременно с этим она может лечь в основу «сумасшедшей идеи», о которой говорят в настоящее время в естественных науках (и больше всего в физике).

Новая знаковая система может лечь и в основу Единой Науки, о которой в свое время вели речь К. Маркс и Ф. Энгельс, а в настоящее время эта проблема (проблема интеграции наук) обсуждается современными философами.

Что касается психологии (ее субстанциональной основы), то знаковая система может интерпретироваться как структурно-функциональный конструкт, отображающий в сознании материальную основу психического как диалектического единства физиологического и социального моментов.

Философское объяснение интуиции не раскрывает конкретного механизма интуиции.

Конкретизация позволяет осуществлять необходимые преобразования в реальных объектах.

Общефилософский же подход позволяет выработать общую стратегию решения проблемы, тактическая же реализация общего замысла ложится полностью на плечи конкретных наук.

Без стратегического замысла весь комплекс тактических мер не приведет к успеху, так же как стратегический замысел не может быть реализован без тактических мер.

Поэтому при решении каждой конкретной общезначимой задачи невозможно достигнуть успехов средствами только общих наук или только конкретных (частных) наук. Действие диалектического механизма взаимодействия общего и частного лежит в основе решения каждой конкретной задачи.

В условиях конкретной человеческой ситуации обычно высказываются истинные суждения, на основе которых осуществляются конкретные практические действия, имеющие полезный эффект, решающий общечеловеческие проблемы. При этом предполагается, что истинное суждение не выводилось дедуктивным путем, т.е. с использованием логических средств, а получено было индуктивно, непосредственно (по наитию) индуктивно.

Понятие «интуитивно» же используется для обозначения одного из феноменов процесса мышления конкретного человека (индивида), когда мыслительный процесс рассматривается в психическом аспекте.

Интуиция – самодвижение «отпечатков» логических форм в сознании по законам диалектического развития противоположностей чувственного и рационального моментов психики в пространственно-временной развертке индивидуального бытия человека. Пространственно-временная развертка общественного бытия индивида (сознательного бытия) отрицает интуитивное через диалектику развития противоположностей конкретных форм логического и психологического, отражаемых в гносеологическом аспекте через диалектическую логику отношений формы и содержания.

Утверждение и отрицание интуиции характеризует внутренний диалектический характер бытия рассматриваемого феномена. Этот феномен  может  наиболее адекватно отображен в логических формах диалектики развития способностей человека к познанию окружающей его природы, в том числе, и собственной (физиологической и социальной) являющихся материальной основой формирования психики будущего индивида (человека), идеальным моментом (настройкой) которого является диалектическая логика. Эта логика на современном этапе воспринимается большинством исследователей естественных и общественных наук интуитивно. Именно поэтому любая «подсказка» обычно и вызывает эмоциональный «крик радости» Эврика! Тем более, когда найдена конструктивная форма решения той или иной проблемы.

Что касается Маркса и Энгельса, то они осознав диалектическую логику, видимо уже имели конструктивные представления о ней.

Именно диалектическая логика позволила им изо дня в день решать острейшую проблему своего времени – проблему общественного бытия, раздираемого противоречиями, в центре которого они находились сами.  Их длительный и изнурительный труд над «Капиталом»  – это «Эврика!» всего человечества в мире в лице К.Маркса и Ф. Энгельса.

Интуиция характеризуется единством абстрактного и конкретного моментов проявления психической деятельности конкретного человека на соответствующем уровне развития его знания.

Интуиция лежит в основе индуктивного способа познания, который находится в непрерывном единстве с дедуктивным. Оба способа познания взаимодействуют и отрицают друг друга. Это положение позволяет в структуре обоих этих моментах как тождественные, так и различаемые формы.

Это обстоятельство позволяет предполагать, что необходимым моментом в развитии интуиции являются и развитие формально логических форм мышления. Чем выше развитость логических форм, тем эффект интуитивного (индуктивного) мышления более высок. При подобных обстоятельствах можно говорить об интеллекте с высокой степенью интуиции.

Развитие современной логики до уровня конструктивного выражения форм диалектической логики должно повысит эффективность интуитивного мышления человека, освоившего формальные моменты подобной логики.

Природа дифференцирует системные объекты, структура которых подобна ей самой (тождественно). Подобие же предполагает и качественные различия форм движения системных объектов, т.е. функциональных свойств системных объектов.

Во всем бесконечном спектре функциональных свойств материи законы диалектики несут в себе отношения тождества в различных зонах спектра материального разнообразия и форм движения материи.

Законы диалектики различаются по форме в зависимости от зоны рассмотрения соответствующих форм движения, хотя и сохраняют свое содержание в соответствии с которым эти законы тождественны, т.е обладают общностью.

Общность, характеризуемая тождественным моментом законов диалектики, является предметом современной философии.

Раскрытие и освоение общих моментов диалектики позволяет более эффективно отображать диалектические формы развития соответствующей предметной деятельности в структуре деятельности общественного человека. Каждый конкретный предмет труда человека в системе общего отношения «субъект-объект» предполагает конкретные формы проявления законов диалектики.

Различие общего и частного лежит в пространственно-временной динамике конкретного трудового процесса, сохраняющего общность диалектики.

Раскрытие структуры конкретного трудового процесса с последующим абстрагированием от частного с переходом к общему, позволяет выразить диалектику в логической форме, т.е. определить диалектическую логику, выражаемую в специфике человеческого бытия, в развитых формах человеческого мышления и общественной деятельности.

Конструктивная диалектическая логика должна сомкнуть в себе в единую систему все конкретно логические формы, которые имели место на всех этапах исторического развития мышления общественного человека, раскрывая его генезис в ретроспективном и перспективном плане, выделяя, тем самым, репликационность и инвариантность всех существовавших   частных форм по отношению к общей форме.

Стихийные диалектики-естественники отражают объективность диалектики, которая всегда проявляет себя в любом трудовом процессе. Диалектика независимо от субъективно-волюнтиристического подхода проявляет себя в результатах любой практической деятельности.

Если предположить, что в основе конкретного механизма интуиции лежат диалектические формы развития психики, наиболее общие закономерности которых рассматриваются в настоящее время в рамках философского знания и еще «не вышли из его лона» в форме некоторой самостоятельной диалектической логики, как в свое время происходило с формальной логикой, то категоричное суждение о том, что философия не раскрывает конкретных механизмов интуиции, несет в себе некоторую некорректность.

Связь философии и психологии в объяснении интуиции должно характеризоваться определенными формами обобщения, опосредствующие взаимосвязь специальной науки (психологии) и мировоззрения (философии).

В психологии мировоззрение индивида характеризуется индивидуально-социальной установкой, которая отступает всегда на второй план, т.е. переходит на ИНТУИТИВНЫЙ уровень. Специалист думает о предмете исследования и меньше всего о мировоззрении. Мировоззрение переходит на подсознательный уровень.

Подсознательный уровень может возбуждаться посредством так называемых «подсказок».

Внесение мировоззрения в непосредственное исследование представляется в форме личного индивидуального мировоззрения. Обращение к философии дает повод к уточнению каких-то взглядов и убеждений. Дает толчок мысли.

Интуиция предстает как нечто (пусть неосознанно) детерминированное, как прорыв мысли на новые рубежи знания в жестко ограниченном направлении. Проблема оценочно-ориентированной и эвристической функции мировоззрения представляет собой вопрос о природе и детерминантах такой направленности исследования интуиции.

Информационные источники:

Я.А. Пономарев. Психика и интуиция. М., 1967.

В.Ф. Асмус. Проблема интуиции в философии и математике. М.,  1965.

Г.У. Лихошерстных. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности. «Вопросы философии». 1984, №6.

А.А. Овсейцев. Структурно-Функциональный Конструкт (СФК)
Конструктивное отображение структуры трудового процесса как особенной формы
субъект – объектного отношения в системе общественных отношений.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160035.htm


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

1 комментарий: Связь ФИЛОСОФИИ и ПСИХОЛОГИИ в рамках Единой Науки – ИНТУИЦИЯ

  1. Уведомление: РАЗУМНОСТЬ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ. | Блог Анатолия Овсейцева

Добавить комментарий