ВОЗРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ ЗАБЫТОЙ ДРЕВНЕЙ СТОИ

(Логос Природы, Физика, Этика)


ФИЗИКА СТОИКОВ

(Физика, – перевод с греческого, – Природа)


  1. Монизм мировой души и тела.

Мир глазами стоика-физика (Хрисиппа) в общих чертах выглядит следующим образом. Возникновение космоса является следствием сочетания двух процессов – сгущения и разрежения первоматерии. Именно так формируются четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Воздух и огонь как активные связующие действуют совместно, образуя своеобразную смесь – воздухоогонь или пневму. Божество («божественная плазма» по Заводину -  http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161938.htm) активно участвует в этом процессе, превращая часть своей субстанции в воду и воздух. Это и доказывает его присутствие в мире. Все происходит при участии “сперматического Логоса”, благодаря которому часть воды превращается в землю и воздух. Вот этот-то воздух, разрежаясь и воспламеняясь, превращаясь в нечто качественно новое – в особый элемент, который тоже называется огнем. Так происходит “сотворение” тела самого Мира. Бог, творя Мир, находится в нем и продолжает существовать там же в качестве пневмы. Мировая душа – это господствующая часть божества, подобно господствующей части души в теле, занимает особое место в Мире – его центр.

Нет дуализма между мировой душой и телом, между богом и материальным миром. Зевс поглощает этот мир, как бы растворяет в себе. Время стирает их противоположность: ведь, хотя мир и имеет начало и конец – именно время создает его и время уводит в небытие, но время же возрождает его вновь и потому дает ему жизнь вечную. Так сомкнулись физика и теология. Именно строго пантеистическая позиция позволила стоикам поднять вопрос о божестве, как об абстракции. В центре этой концепции образ огня, в телесности которого сомневаться невозможно. Огонь является и субстратом, и символом бесконечного процесса обновления мира.

“Огонь – причина того, что все находится в постоянном взаимодействии”.

Изобретением стоиков было учение о мировом пожаре. Стоики, по-видимому, изменили учение Гераклита о Логосе, придав  ему предельное значение всеобщего природного закона изменения вещей – разума, отождествив впервые с верховным божеством Зевсом и в духе пантеистического мировоззрения, материализовав его, превратив в движущую силу материи. Такое отождествление позволило стоикам последовательно проводить мысль о самодвижении материи, ибо в их учении нет места внешней по отношении к материи силе. Эта общая концепция материи стоиков повлияла на их этику. Поскольку логос един для всех, то все должны любить друг друга и все человечество – мотив, прозвучавший затем в христианстве!


  1. Материальное единство мира во взглядах Зенона.

Основатель школы стоиков Зенон пытался постичь суть материальной основы мира. Эта задача столь поглотила его, что, по-видимому определила пафос всех его сочинений. Это дало повод исследователям утверждать, что он был материалистом до мозга костей, а иногда и всех стоиков причислять к материалистам. Имея в виду пассивный принцип, Зенон ввел понятие бескачественной материи, лишенной формы, назвав ее первичной материей (proto hyle). Для  описания этой материи Зенон употреблял образ воска, способного к превращению в бесконечное количество форм. Понятие первичной материи Зенона напоминает понятие “chora” Платона – понятие, имеющее значение вместилища начала. У него – те же характеристики: вечность, отсутствие качеств, в нем присутствует оттенок значения материи как небытия. Как действующее, так и страдательное начала оба материальны, ибо пневму, логос, и бога Зенон отождествлял с материей. Рассматривая первичную материю в качестве субстрата, Зенон отмечал порождающую способность материи: “Это то, из чего все возникает”. Материя, представляющая собой активный принцип, продуцирует разнообразную степень напряженности (tonos) , создавая вибрацию. Кажется, что это напряжение Зенон считал изначальным свойством активной материи, и именно о ней пишут позднейшие комментаторы, отмечая ее подвижность. У Плутарха читаем: “ Начиная с Фалеса и Пифагора также и стоики считали всю материю сплошь превращаемой, подвижной, перемещающейся, вечно мечущейся, текучей”.


  1. О субстанции Хрисиппа.

Хрисипп написал книгу “О субстанции”, в которой развил взгляды своих предшественников, значительно изменив их. Он более последовательно, чем Зенон, проводил мысль о материальном единстве, не отграничивая резко первоматерию от пневмы как формирующего принципа. В учении больший акцент делается на значение огня и воздуха – элементов пневмы, обладающих соответственно свойствами тепла и холода, при этом свойство тепла приобретает ведущую роль в стоической картине вечного циклического повторения процесса зарождения и гибели мира в огне, приобретая оттенок природного свойства. Это представление об активном начале, заключающемся в пневме, имманентной материи, в эпоху средневековья возродили Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) и Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308 гг.).

Понятие “материя” (hyle) у Хрисиппа имеет два смысла, она “называется (стоиками) двояко: сущностью и  материей, в первом случае – в отношении целого, во втором – в отношении частей, применительно к целому – и не увеличивается и не уменьшается, к частям – и увеличивается и уменьшается, Материя в первом смысле означает собственно субстанцию, неизменную, общую первооснову всех предметов.

Хрисипп осмыслил не только понятие “материи”, но и понятие “божество”.  Мысль о потустороннем мире в его противопоставлении миру реальному отчетливо была сформулирована в учении Платона, Хрисипп же впервые заговорил о боге, как об абстрактном понятии.


  1. Физическая картина мира Посидония.

В эпоху Средней Стои физическое учение претерпело существенную эволюцию. У Посидония – создателя учения о гармонии сфер принципиально иной взгляд на мир, чем у того же Зенона. В его трудах находим высказывания не только о божественно-огненной, пневматической сущности мира, но и о всезнающем мировом уме, который все приводит в движение. У Посидония настойчивее, чем у предшественников, приводится мысль о целесообразности мира. Он так же возродил учение стоиков (Клеанфа) о Роке.

В физической картине мира, предлагаемой Посидонием, все связано девятью сферами; к наружной небесной сфере прикреплены звезды, кружащиеся в вечном вращении. Сцепленность явлений неосязаема и незрима, она доступна восприятию только очень тонкой души. Вообще субстанция души соткана из эфирного огня и пребывает не в Аиде, а в надземном эфире. Вот эта-то тотальная сцепленность и сопричастность физического мира и души одному элементу – эфирному огню создает возможность их постижения с помощью особой науки – прогностики, как части мантики. Посидоний вдохнул живую струю в одряхлевший было стоицизм. Рок Посидония возвещал неизбежность. Этот-то видимо и послужило отторжению стоицизма и торжества аристотелизма. Христианство боится Рока, ему сродни дух Свободы, а идея свободы – это детище забытого уже к тому времени Хрисиппа. Именно Хрисипп, а не Августин Блаженный заговорил о свободе воли.


  1. Концепция континуума у стоиков.

В физическом учении стоиков нет возврата к наивной диалектике раннегреческих натурфилософов, но и нельзя отждествлять открытия стоиков с современными теориями. Однако за физико-теологической картиной стоиков скрывается нечто достойное удивления, а именно: концепция континуума, содержащей динамическое понятие бесконечного процесса. Эту концепцию создали Клеанф и Хрисипп, а развил Посидоний.

Уже ионийские философы изображали устройство универсума по геометрическим схемам, когда космос помещался в единое математическое пространство. Такая геометризация мироздания предвещала совсем иную, чем прежде, форму мысли и предполагала объяснение природы без аналогий мифа. Но ионийские философы не сделали этого решающего шага – коренной перелом во взглядах на универсум произошел позже, а именно в эпоху раннего эллинизма, и произвели его ранние стоики. Стоики впервые стали объяснять с помощью термических процессов все явления, происходящие в мире, в том числе и физические. Эти их взгляды были тесно связаны с представлениями о динамической сущности мира, с активностью огня и воздуха. Они настаивали на применении повсеместного характера термодинамических процессов.


  1. Концепция термоденамических процессов у стоиков.

Стоики  особо подчеркивали роль тепла в живом организме: тепло и душа-дыхание взаимосвязаны.

Александр Афродизийский, ссылаясь на Хрисиппа, пишет : “Он предполагает, что вся природа объединена пневмой, которая пронизывает ее, и посредством которой мир связан воедино и сцеплен”.

Всепроникающая пневма – это связующий активный элемент, цементирующий мироздание. Различие же между органической и неорганической природой зависит от комбинаций пневмы. Значение последней в формировании и развитии мира не просто постулировалось философами. Они пытались дать определение ее характерному свойству – силе образования связи (сцепления). В последней они видели знак особой активности пневмы, противопоставляя ее пассивным элементам – воде и земле: “Пмневма и огонь связывают воедино и себя и еще все остальное, тогда как воде и земле, для того, чтобы соединить их вместе, требуется еще что-то”.

Стоики называют и две функции пневмы. Первая функция – это напряжение, без которого ни сама пневма, ни активные огонь и воздух не обрели бы своей связующей силы. Напряжение (tonos) в учении стоиков превратилось в количественную характеристику глубокой внутренней связи материальных тел и залогом их стабильности. Именно функция напряжения придает динамический характер бытию, а учение стоиков при этом напоминает концепцию физического поля в современной науке.

Второй функцией пневмы стоики называли способность придавать всем материальным образованиям печать их специфических качеств. Теория качеств стоиков представляет особый интерес.


7, Теория качеств стоиков.


Говоря о качествах, стоики вновь подняли проблему смесей, рассматривающуюся еще Аристотелем в связи с критикой атомистической теории. Теория атомов, которые движутся в пустоте, исключала возможность качественного изменения тел, превращение свойств. Аристотель выступал против теории мельчайших пор, неспособной объяснить взаимодействие мельчайших частиц. Рассматривая вопрос о качествах, он обратился к категориям “возможности” и “действительности”. Аристотель приписывал материи особое свойство – способность принимать форму. Тем не менее проблема оставалась нерешенной и требовала совершенно иного подхода. Последний блестяще осуществили стоики.

Согласно атомистической концепции, качества, свойственные телам, являются результатом комбинаций неделимых атомов, их пространственного расположения.

В противовес этому стоики выдвинули концепцию плотного континуума, состоящего из недифференцированной материи, частички которой – атомы способны к бесконечному делению. Рушится система комбинаций неделимых атомов. Стоики впервые заявили: “вопрос о том, что представляют собой те последние неделимые частицы некорректен, когда речь идет о продолжении деления без конца” (Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М., 1947).

Принцип комбинации стоики заменили принципом синтеза: пневма трансформирует мельчайшие частицы материи в материальные образования-тела с определенными свойствами. При этом важную роль играет соотношение двух активных элементов в смеси и, в конечном итоге, степень разреженности пневмы: “Качество же рожденной материи или смеси состоит в пропорции воздухоподобной и огнеподобной сущностей”. Очень тонкая и разреженная среда (пневма) стоиков послужила прообразом возникшего позже понятия эфира.

Понятие “полное смешение” означают, что частицы способны проникать друг в друга, сохраняя субстанции и качества тел неизменными. Если Аристотель полагал, что одна капля вина не смешивается с десятью тысячаси кувшинов воды, ибо в результате получается не смесь, а просто преобладание одного из элементов, то стоики говорили о способности проникновения капли моря сквозь весь универсум. Одна субстанция способна занять место другой.

“Полное смешивание вызывает экспансию мельчайших количеств (вещества) в область более крупных количеств, вплоть до самых пределов субстанции, Любое место, занимаемое каждым из них, занимается ими вместе” (Хрисипп).

Такое вторжение частиц друг в друга – “нет частицы среди них, которая не содержала бы своих частей во всех остальных” – обусловлено свойствами пневмы, прежде всего способностью к особого рода движению – тоническому: подразумевается сосуществование движения и покоя в одной и той же сингулярной системе. Это движение напоминает самовибрацию – материя продуцирует из самой себя качественные различия тел; в атомистической концепции вибрация объявляется результатом повторного столкновения атомов.

Древние комментаторы свидетельствуют: “Существуют те, кто подобно стоикам, говорит, что в тедах существует “тоническое движение”, которое движет одновременно внутрь и наружу. Наружное движение создает количество и качество, в то время как внутреннее продуцирует единство и субстанциальность”.

Эта концепция движения была воспринята христианскими писателями, особенно Филоном Александрийским. Характерно его описание пневмы – очень сильной физической связи; ею творец снабдил мир: “Это – пневма, которая возвращается к самой себе, из себя же и исходя. Она возникает в центре субстанции и растягивается кнаружи, к ее краям вновь возвращается назад, к месту, из которого стартовала”.


8, Логос как духовная причина «Тонического движения» пневмы.


Точно так же движется и Логос, как духовная причина: “Он не движется посредством перемены места, то есть покидая одно место и занимая другое, но посредством напряженного (тонического) движения”.

Пневма – космическая сила, создающая мировую гармонию.

В последующем мыслители Средней Стои (135 – 51 гг. до н.э.) создают учение о симпатии – космической гармонии, обеспечивающей взаимодействие всех частей космоса и не допускающей никакой пустоты:

“В космосе нет пустоты, как можно видеть из окружающих явлений. Ибо, если бы субстанции всех вещей не держались бы повсюду вместе, то космос не мог бы иметь естественного правильного существования и не было бы взаимной симпатии между ее различными частями”. Тоническим движением пневмы Посидоний объяснил воздействие Луны на Землю и как следствие этого взаимодействия – приливы, отливы и землетрясения.

В отличие от атомистов, считавших единственной формой движения перемещение и столкновение атомов в пустоте, стоики попытались дать собственную интерпретацию движения, впервые подав мысль о природе распространения явлений в протяженной среде. Аристотель, хотя и рассуждал о явлении звука, нигде не упоминал о том, как это происходит. Стоики сделали такую попытку. Они использовали ставшую позже классической аналогию с волной воды и говорили о круговом распространении волн в двумерном пространстве и о сферическом – в трехмерном. Говоря о роли протяженной среды в деятельности органов слуха и зрения, стоик-астраном Клеомед (1 в. н.э.), ссылавшийся на Посидония, писал “Без скрепляющего напряжения и без всепроникающей пневмы мы не могли бы видеть и слышать. Ибо чувственной перцепции препятствовало бы пустое пространство”. Характерно, что стоики говорили именно о процессе, о протяжении событий в протяженной среде. Таковы представления Хрисиппа о природе света и явлении ощущения, ярко выраженные при описании им процесса волнового движения света к глазам (Диоген Лаертский).


9, Понимание стоиками проблем времени и пространства.


Рассуждение о причине существующего разнообразия качеств и о возможности бесконечного деления мельчайших частиц помогли стоикам приблизиться к пониманию сложнейших проблем пространства и времени. Невозможность решения парадоксов Зенона при использовании статического подхода была очевидна. Лишь исчисление бесконечно малых величин, которое ввело динамический элемент в математику, позволило продвинуться на пути решения проблемы движения в пространстве. Этот решительный шаг первыми сделали стоики: они достигли понимания понятия предела как для пространственных величин, так и для времени. Не только при решении парадоксов Зенона о движении, но и парадокса Демокрита о смежных параллельных сечениях конуса, стоики предприняли столь для них характерную попытку создания терминологии для бесконечно малого.

“Иногда один предмет больше другого, не выступая вперед”; “…площади сегментов рассеченного конуса будут как равны, так и неравны” (Хрисипп).

Стоики выработали концепцию дифференциала: если добавить к некоторому количеству дифференциал, то оно возрастет бесконечно мало.


Мысли Аристотеля о времени:

“И движение непрерывно таким же образом, как и время: ведь время или то же самое, что движение, или некоторое свойство движения” (Аристотель. Метафизика. Соч. М., 1976, т.1).

“Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему. Таким образом, время не есть движение само по себе, но является им постольку, поскольку движение заключает в себе число” (Аристотель. Физика. Соч. М., 1981. т.3).


Мысли Древних Стоиков о времени.

Они считали время телесным и связывали его с движением: “…время – это промежуток движущегося космоса”, или: “время… случайное свойство движения” (Хрисипп).

Хрисипп пытался постичь время, как состоящее из конечных квантов, а не из протяженных моментов, ибо настоящее – момент “теперь” – это для стоиков предельно малая, но конечная порция времени, “дифференциал времени”.

Иногда утверждают, что “время” стоиков – бестелесно (Богомолов А.С. Античная философия. МГУ. 1985). Однако так считали не все стоики, а только близкие к перипатетикам. Представление же Хрисиппа о времени напоминают гипотезу Н.А.Козырева (Козырев Н.А. Избранные труды. Л. 1991).

Ни Аристотель, ни кто-либо другой из древнегреческих мыслителей, кроме стоиков, четко не формулировал вопрос, подчеркивая связь времени и дистанции, проходимой телом, посредством такой физической величины, как скорость.

“Время – это интервал движения, в отношении которого мера быстроты и медлительности всегда может быть подсчитано” (Stobeius. Eclogae).

Стоики достигли глубокого понимания понятий бесконечно большого и бесконечно малого (динамического характера континуума): “В природе не существует никакого крайнего тела, ни первого, ни последнего, в котором размер тела достигал бы  конечной величины. Но каждое данное тело содержит нечто вне него самого и субстрат можно вставлять в него бесконечно и безгранично” (Плутарх).


10. Стоики о проблеме понятий «лектон» и «пространство».


Создавая собственную концепцию мироздания и размышляя о сущности движения и всякого изменения, Хрисипп ввел понятие “антитипия”, обозначающее явление сопротивления тел механическому давлению. Это сопротивление препятствует хаотическому смешению элементов. При этом стоики не прибегали к понятию мельчайших пор, а предполагали возможность взаимопроникновения элементарных частиц, наподобие взаимно сливающихся математических точек, и линий и поверхностей. На смену статичной картине мира, бытовавшей в древнегреческой философии вплоть до Платона и выражавшейся в отождествлении физического тела и геометрической формы, пришло учение стоиков, усматривавших принципиальное отличие между телом и пространством. (Телом стоики называли и субстанцию, и качество, и пространство, и время. Пустое пространство они считали бестелесным).

Ранние стоики первыми обратили внимание на то, что понятие геометрической протяженности является абстракцией. Понятия “лектон” и “пространство” Хрисипп относит к одному классу понятий, что он связывал со сложностью переживаний, связанных с восприятием пространства. В онтологии Ранней Стои определяющим было понятие “пустого пространства”, а в гносеологии (в теории познания) – “пустого притяжения”. Заговорив о бестелесном “лектон”, Хрисипп указывал на сходство вещей и понятием в голове. Вещи сосуществуют в пространстве и определенным образом скоординированы в нем, точно так же и понятия в голове человека приводятся в порядок посредством “лектон” – словесных обозначений.


11. Идея цикличности мирового процесса стоиков.


Стоики искали объяснений свойствам окружающего физического мира – космоса. Прообразом учения послужила идея цикличности мирового процесса, известная им из древней мифологии. Кроме того, они заимствовали у Гераклита идею гармонии мира как результата динамического равновесия противоположных сил. Эти идеи в виде теории космических циклов они включили в свою доктрину, попытавшись придать ей научный характер.

В учении Стои важную роль играла пустота, которой нет нигде в мире, но которая находится вне единого космоса, представляющего собой островок в бесконечности.

“Вне космоса имеется пространственная бесконечность бестелесной пустоты”  (Диоген).  “Стоики полагали, что существует пустота, в которой вследствие воспламенения развертывается беспредельный космос” (Actius. Op.cit.).

Это пустое пространство в космологии Стои играло важную роль, ибо в конце каждого космического цикла, когда горячие элементы становятся преобладающими, космос термически расширяется, возрастая в объеме.

Как известно, Аристотель и его ученики постулировали конечность космоса и отсутствие пустоты, ибо полагали, что при наличии в мире пустоты материя вывалилась бы наружу и рассеялась.

Стоики же утверждали, что этого никогда не случится, ибо материя обладает силой сцепления “неописуемо” большой величины, которая  связывает ее воедино и держит все тела вместе. Эта сила приводит мир попеременно, то в состояние расширения в пределы пустоты, то сжатия, истребляя мир с помощью огня и создавая его вновь. По-видимому, именно Посидоний распространил понятие термического расширения пара на все физические процессы. Напряжение пневмы превратилось в количественную характеристику внутренней связи материальных образований и степени их стабильности: увеличение размера мира не нарушает гармонии вселенной.

Стоики различали понятия “вселенная” (целое) и “космос” (мир), говоря “Вселенная нераздельна с пустым и беспредельным, мир же космоса далек от пустоты” (Ibid.).

Такое разделение понятий можно объяснить их стремлением определить смысл “непрерывности” и найти терминологию для этого понятия. (Стоики впервые применили понятие “система” к космосу).

Мысли Посидония кажутся парадоксальными: “Масса Земли маленькая, но энергия очень большая. Мы полагаем, если бы она вся растворилась в дым или воздух, то она была бы много больше, чем размер вселенной, и это произойдет не только в том случае, если она рассосется в дыму или в воздухе, или сгорит в огне, но и если она рассыпается в прах. И поэтому Земля, хотя она только точка во Вселенной, может рассеять в бесконечности свою несказанно большую энергию и свою мощь; ведь можно видеть, как сгорающее полено рассеивается повсюду в беспредельность и сжигаемый фимиам и другие плотные тела. Если бы мы сжали небо вместе с воздухом и звездами до плотности земли, они бы уплотнились в массу меньшую, чем она сама. Поэтому и может питать небо и все, что на нем находится; и не уничтожается, поскольку попеременно и сама получает питание из воздуха и неба” (Посидоний).

Открытия стоиков взорвали привычные представления их современников и потомков.


12. Стоики и современная картина мира.


При описании Стоиками содержания понятия “континуума” невольно напрашивается не только аналогия с современной концепцией “физического поля”, но и с моделями расширяющейся (особенно инфляционной) вселенной, с представлениями о взаимно преобразовании энергии в вещество, с понятием дефекта масс. Можно обнаружить и элементы представлений о топологическом пространстве.

Успехи стоиков в области Науки могут быть объяснены тем, что они достигли того уровня понимания проблем обобщения, абстрагирования и очевидности, которого не знала предшествующая философская мысль. Ранние стоики и особенно Хрисипп гениально предвидели многие современные проблемы, ряд из которых они впервые в истории поставили перед Человечеством. Однако главным смыслом философии стоиков – это стремление понять, что такое человек и каково его отношение к миру. Мыслители видели здесь глубокое единство, доходящее в их Логике, стремящейся все охватить единой формулой, до тождества, в основании которого лежит образ Человека и Этические понятия Ответственности за циклические СО-бытия в МИРЕ.


По материалам исследования  Степановой А.С. Философия древней стои. Санкт-Петербург, 1995.



Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий