ЗАБЫТАЯ ШКОЛА САМОСОЗНАНИЯ ДРЕВНЕЙ СТОИ

Давно ушла в прошлое традиция следовать наставлениям мудрецов. Именно так поступил эллинистический монарх Деметрий Полиоркет (ок. 337-283 гг. до н.э.), пригласивший в качестве воспитателя своего сына – Антигона II Гоната философа Зенона. Царь не только отказался от моды чеканить монеты со своим изображением, но и пытался реализовать принципы стоической философии в политике. Он, конечно, не мог знать, что наставник Зенон станет основателем блестящей и ставшей вскоре знаменитой Школы стоиков.

Приверженцы нового учения унаследовали имя стоиков от поэтов, излюбленным местопребыванием которых был, издавна украшенный фресками – творение художника Полигнота, – Расписной портик (Стоя).

Отправной точкой возникновения Школы Стои является IV в. до н.э. Она внесла свой вклад в развитие философских проблем, которые были поставлены их предшественниками, такими как Зенон Элейский, Платон, Демокрит, Аристотель. Однако, стоиков почти забыли, а все разделы древней философии были посвящены их предшественникам.

Это еще одно “белое пятно” в развитии науки, которое начинает свое проявление лишь в нашей современности, т.е. лишь в ХХ1 веке на очередном “разломе” нашего бытия в условиях “системного кризиса”, но уже не в отдельном регионе, а на Планете в целом..

До сих пор это замалчивание остается загадкой. Однако…уже в наше время «катастрофических событий на планете» начался разговор о так называемом Новом Мышлении, ориентированном на «функциональный операционализм Природы» (по Забродоцкому Ю.Н.)

http://ovseytsev.trinitas.pro/2011/09/17/fenomenologicheskaya-logika-novogo-myishleniya-videologiya-sotvoreniya-po-zabrodotskomu/#more-147


Теперь же выясняется, что это Новое Мышление – хорошо Забытое Старое МЫШЛЕНИЕ времен Древней Стои, ориентированного на Логос Природы – на ее Физику и Этику.


Античная философия не может быть сведенной лишь к доарестотилевскому периоду.

Эпоха эллинизма было сложным временем, характеризуемым многогранным развитием экономики и культуры.

Слабая изученность эпохи эллинизма привела к выработке мнения о философии Стои как упаднической и эклектичной. В основном о философии стоицизма сложилось представление лишь на основе периода Поздней Стои, как философии ПОВЕДЕНИЯ человека, связанных с такими именами, как Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Что касается фундаментальной основы стоицизма, где имеет место некие “синтетические” представления относительно такого комплекса проблем, как ОНТОЛОГИЯ – ЛОГОС, ГНОСЕОЛОГИЯ – ЛОГИКА, ФИЗИКА и ЭТИКА, то ее истоки лежат в наименее известном периоде деятельности Древней Стои. Представителями этого периода были Зенон из Китиона, Клеанф из Асс, и Хрисипп из Сол.


Таким образом история Школы самосознания Стоиков подразделяется на три этапа:

Древний (ранний) этап (конец IV в до н.э.): Зенон из Китиона (335-263 гг. до н.э.), Клеанф из Асс (331-232 гг. до н.э.), Хрисипп из Сол (280-207 гг. до н.э.),

Средний этап (II – I вв. до н.э.): Посидоний из Апамеи (135-51), развивавший “физическое” учение стоиков.

Поздний этап (I – II вв. н.э.): Эпиктет ( 50-140 гг. н.э. ), Сенека (4 – 65 гг. н.э.), Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.).


Стоицизм имел шестивековую историю, возникнув в трагический для древних греков период разрушения полиса и оказав значительное влияние на формирование идеологии христианства. Гимн моральному образу мыслей и поступков, провозглашенный Стоей, подготовил почву для возникновения христианской формулы дарования счастья всем людям, почитающим добродетель. Христианское учение заимствовало из стоицизма ряд понятий и идей, например, понятие “логос” или идею телесности божества как духа особого типа (например, как «плазма» нашего тела). Благодаря христианству идеи стоиков проникли и в философию Нового времени, в том числе и в русскую. Идеи стоиков о свободе, о всеобщем благе и ценности человеческой личности, стремящейся к единению с другими, уже звучат по-современному.


По материалам исследования Степановой А.С. «Философия Древней Стои»,  Санкт-Петербург, 1995.


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий