Судьба Человечества определена Природой

Закономерности, определяющие эволюцию человеческого общества (как системы) носят особый характер. Они наряду с подчинением (сопряженностью) общим, фундаментальным законам природы в рамках целостности с ней, во многом опираются на принцип самодетерминации, как самосопряжения системы и условий ее существования (коэволюции). Именно поэтому, деятельность человеческого общества должна быть (в целях самосохранения) адекватной этому самосопряжению.


На пороге ХХ1 века мы уже имеем грандиозные исторические сложившиеся качественные изменения на нашей Планете. Резко возросший динамизм социальных процессов, качественные изменения в научно-технической сфере приобрели первостепенно практическое значение для исследования внутренних механизмов детерминации развития социальных систем.

Сегодня преобладают стохастические процессы. Однако именно они имеют своим фундаментом объективные закономерности, определяющие целостную направленность эволюции систем, закономерное возникновение в них качественно новых форм и состояний.

«Столкновения бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий приводят в области истории к состоянию, совершенно аналогичному тому, которое господствует в лишенной сознания природе. Действия имеют известную желаемую цель, но результаты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе нежелательны… Таким образом, получается, что в общем и целом случайность господствует также и в области исторических явлений. Но где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» (Ф.Энгельс).


Выяснение роли создаваемых самой системой внутренних условий своего существования для последующей эволюции системы (по спирали) является ключевой идеей в понимании способа детерминации развития в сложных динамических системах.


Принцип же – развитие через самодетерминацию – открывает путь к пониманию основных закономерностей хода развития общества. Известен тезис о том, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства».

В пользу обозначенного нами постулата говорит и ряд фактов.

Так, при смене социально- экономических формаций наследуется все ценное в культуре прошлого. А развитие орудий труда всегда определялось психосоматическими данными человека. В развитии же большинства болезней решающее значение сейчас стали приобретать социальные предпосылки. В зависимости от усложнения форм преобразующей деятельности человека возрастает число так, называемых болезней цивилизации. Установлено, что такие болезни, как сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт миокарда у животных в естественных условиях (т.е. при детерминации жизнедеятельности природными факторами)  не возникают.

Человек же, который перестает подвергаться действию естественного отбора,  вместе с тем освобождается и от его защитных механизмов, что вызывает рост числа генетических аномалий (почти 4% детей рождаются с наследственными болезнями и уродствами).

При этом следует подчеркнуть, что отдельные человеческие популяции даже при несоблюдении общих социальных законов развития (в силу локальных причин – Чили, Иран и др.) продолжают существовать и накапливать количественные изменения для последующего качественного эволюционного скачка.

Однако, ни одна человеческая популяция не сможет избежать гибели при необратимом нарушении фундаментальных биологических (экологических) законов эволюции.

Здесь приходится иметь в виду тот факт, что ни одна человеческая популяция не сможет избежать гибели при необратимом нарушении фундаментальных биологических (экологических) законов эволюции, которые сегодня связывают с глобальными проблемами человечества, число которых постоянно растет и любая из которых при достижении определенного порога может погубить человека и его культуру.


Итак, мы сегодня сталкиваемся со своеобразным эволюционном парадоксом, Так в общем случае при возникновении противоречий между различными формами движения материи, они (как правило) разрешаются в пользу высшей формы, в сложившейся ситуации не исключены обратные варианты.


А это значит можно сказать, что «коллективный интеллект» человечества обязан в своих построениях считаться с более глубокой (чем представлялось ранее) зависимостью человека от природы. Сегодня человек в своих орудиях обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей.

Именно в связи с этим обстоятельством сегодня нужно особое внимание уделить внимание таким понятиям, как «социальная детерминация» и соответствующему ему понятиям «социальная адаптация» и «социальная мутация». Этот аспект проблем нами будет рассматриваться в процессе работ над Общей Теории Деятельности (ОТД) с ориентацией на Единую Науку.


Информационные источники:


Югай Г.А. Общая Теория Жизни. М., 1985,

Татур В.Ю. Тайны Нового Мышления. М., 1990,

Жданов В.С. Что такое человек с точки зрения человека. Челябинск., 1989,

Забрадоцкий Ю.Н. Видеология сотворения. Слово Образа и Подобия. М., 2005



Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

4 комментария: Судьба Человечества определена Природой

  1. Рассматриваете ли вы явление энтропии во всей этой модели?

    Цитировать
  2. Рассматриваете ли вы явление энтропии во всей этой модели?

    Рассматриваю обязательно. Энтропия – это принцип хаоса, Негэнтропия – принцип порядка. Именно эвалюционный процесс предпологает всегда «хаос в порядке и порядок в хаосе» Это обстоятельство нужно иметь ввиду на Разумной основе деятельности человека в непрерывно изменяющейся окружающей его среде (естественной и социальной).

    Цитировать
  3. Тогда можно сказать что судьба человечества определятся той энтропией, которую оно создает своим образом жизин?

    Цитировать
  4. Тогда можно сказать что судьба человечества определятся той энтропией, которую оно создает своим образом жизин?

    Вот именно, и не только своим образом жизни в дисгармонии с Природой, но и в абсолютизации «дискретности»(стериотипизации) в условиях непрерывной изменчивости. А здесь уже действует наша русская поговорка: Ум без Разума – беда (с ориентацией и на энтропию).
    Более того, если однажды будет абсолютизироваться приоритет того или иного составляющего элемента в системе деятельности как целостности.
    Учитывая нашу ориентацию на Единую (Одну) Науку, с большим интересом читаю и Вашу работу в соавторстве по поводу «Идеи Гармонии» в связи Философии с Математикой ориентированных на две триады: Механика-Физика-Химия — Биология – Социология – Психология в Эволюционном контексте

    Цитировать

Добавить комментарий