ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Экономическая наука не должна отдаваться на откуп учебным классам и кабинетам статистиков и не должна оставаться в эзотерических кружках. Она является философией человеческой жизни и деятельности и касается всех и каждого, энергией цивилизации и человеческого существования.

Людвиг фон Мизес

Мелькнула мысль о ‘Черной дыре’ в современной Науке по поводу ЭКОНОМИКИ в отсутствии Общей Теории Деятельности СОЦИУМА с ориентацией на ЭКОЛОГИКУ функционального операционализма Природы во Вселенной в целом.

ОАА (24-07-2011 09:45)


Считается, что если экономические теории почему-то не вписываются в единую науку, то здесь вина лежит на неудовлетворительной трактовке своих задач экономистами. Причем разногласия в этих трактовках обычно связываются с вопросом о эпистемологическом  (познавательном) основании науки о человеческой деятельности и ее логической закономерности

Многие авторы, признающей научными (помимо формальной логики и математики) лишь эмпирические естественные науки и историю, делают попытки вообще отрицать ценность и полезность экономической теории с ориентацией на деятельностное мышление.

Так историки экономическую теорию начинают заменять экономической историей. Позитивисты же рекомендуют в качестве экономической теории иллюзорную социальную науку, заимствующую логическую структуру и модель естественных наук (механики, физики). При этом некоторые достижения в сфере экономической теории просто «замалчиваются».

На фоне игнорирования экономической теории обозначился и универсальный НИГИЛИЗМ, т.е. ПОЛИЛОГИЗМ (различие в логике мышления представителей разных национальных социальных групп и рас)  НА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭГОИЗМА

С давних времен факт единообразия и неизменности логической структуры человеческого Разума не вызывал сомнения.

Однако, вдруг в спорах об эпистемологическом характере экономической науки впервые в человеческой истории начал отрицаться и это утверждение.  Так уже даже сегодня. утверждаться то, что мышление человека определяется его классовой принадлежностью, т.е. каждый общественный класс имеет свою логику. А продукт мысли не может быть не чем иным, как идеологической маскировкой эгоистических классовых интересов. А задачей же социологии сегодня становится необходимость разоблачения философских и научных теорий и соответствующая демонстрация их идеологической бессодержательности. При этом считается, что экономическая наука это буржуазный паллиатив (полумера). А потому только бесклассовое общество социалистической утопии заменит правдой идеологическую ложь.

Например.

Согласно историзму считается, что логическая структура человеческого МЫШЛЕНИЯ претерпевает изменения в ходе исторической эволюции. А расистский полилогизм присваивает каждой расе свою логику. С точки зрения же иррационализма считается, что Разум как таковой не объясняет иррациональные силы, определяющие человеческое поведение.

Однако, независимые экономисты продолжают свои исследования, не обращая внимания на подобного рода эпистемологические проблемы, точно так же как и физик ведет свои исследования не обращая внимания, если кто-то клеймит его теорию как буржуазную, западную или еврейскую.

Собака лает караван идет… Здесь можно вспомнить и изречение Спинозы. «Как свет обнаруживает и себя самого и окружающую тьму, так истина есть мерило и самой себя, и лжи».

Тем не менее ситуация в экономической науке отличается от математики и естественных наук. Полилогизм и иррационализм атакуют праксиологию (деятельностную логику) и экономическую теорию. И хотя они формулируют свои утверждения, в общем (применительно ко всем отраслям знания), в действительности имеются в виду именно науки о человеческой деятельности. Полилогизм и иррационализм называют иллюзией уверенность в том, что полученные результаты научных исследований могут быть действительными для людей всех эпох, рас и общественных классов, и находят удовольствие в поношении некоторых физических и биологических теорий как буржуазных или западных. Но если решение практических проблем требует применения этих заклейменных доктрин, они забывают о своей критике. Так в технологиях без колебаний используются все достижения «буржуазной» физики, химии и биологии, как если бы они имели силу для всех классов.. Нацистские инженеры не считали ниже своего достоинства использовать теории, открытия и изобретения представителей неполноценных рас и национальностей. Поведение людей всех рас, наций, религий, лингвистических групп, общественных классов не подтверждает сегодня доктрин полилогизма и иррационализма в отношении логики, математики и естественных наук.

Однако праксиология и экономическая наука совсем другое дело. Здесь в дело включается политика.

Основной мотив развития теорий полилогизма, историзма и иррационализма это оправдание пренебрежения учениями экономистов при формировании экономической политики. Попытки социалистов, расистов, националистов  опровергнуть теории экономистов и продемонстрировать правильность собственных ложных доктрин провалились. Именно этот крах заставил их отрицать логические и эпистемологические принципы, на которых основаны и повседневная деятельность, и научные исследования.  Именно это обстоятельство в сфере Академической Науки и тормозится разработка Общей Теории Деятельности человечества с ориентацией на практически-конструктивны аспекты решения проблем ЭКОНОМИКИ и ЭКОЛОГИИ с ориентацией на благосостояние человечества в будущем.

Первая же задача любого научного исследования исчерпывающее описание и определение всех условий и допущений, при которых разнообразные утверждения претендуют на обоснованность. Так, например, ошибочно принимать физику в качестве модели и образца для экономической науки. Но те, кто совершает эту ошибку, должны усвоить хотя бы одну вещь ни один физик никогда не считал, что прояснение некоторых допущений и условий физических теорем находится за пределами физических исследований. Основной вопрос, на который экономическая наука должна дать ответ: как ее утверждения соотносятся с РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛЕННОЕ ПОНИМАНИЕ которой является ПРЕДМЕТОМ экономических исследований?

Поэтому тщательное рассмотрение утверждения о том, что учения экономической науки действительны лишь для капиталистической системы в течение короткого и уже закончившегося либерального периода, переходит в ведение экономической теории. И долг именно экономической науки, а не какой-либо другой области знаний рассмотреть все возражения, выдвигаемые с разных точек зрения против полезности утверждений экономической теории для прояснения проблем человеческой деятельности. Система экономической мысли должна быть построена таким образом, чтобы быть защищенной от любой критики со стороны иррационализма, историзма, панфизикализма, бихевиоризма и любых разновидностей полилогизма.

Недостаточно и далее заниматься экономическими проблемами в рамках традиционной структуры. Теорию каталлактики (теорию взаимодействия и взаимообмена) необходимо строить на твердом фундаменте общей теории человеческой деятельности (праксиологии). Это не только защитит ее от необоснованной критики, но и прояснит многие проблемы, до сих пор даже адекватно не поставленные, не говоря уже об их удовлетворительном решении.


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий