При постановке вопроса о сознательном проектировании чего-либо в социальной среде обычно возникает проблема различения: деятельности как предмета исследования и деятельности как объяснительного принципа.
Принцип может претендовать на объяснительную роль лишь в том случае, если на его основе удается построить определенную теорию, способную к развертыванию и к объяснению большого количества казалось не связанных фактов.
Именно поэтому определенным образом понятая и интерпретированная категория «деятельность» может стать ключом к осмыслению специфически человеческого в человеке, многообразных форм его отношения к миру и другому человеку, к миру культуры. В этом случае понятие «деятельности» выступает уже не в качестве средства фиксации некоторой эмпирической данности, а как такое теоретическое понятие, которое позволяет построить исходную идеальную модель развертывания теории деятельности, в том числе и ее Общей Теории (ОТД) .
Зачем нужна теория и в чем ее объяснительная сила?
Так, если задача всякой научной теории – всесторонность анализа многообразия фактов, относящихся к ее предметной области, то путь к этой всесторонности на теоретическом уровне (а не простой на уровне эмпирической фиксации), лежит через определенную «односторонность», т.е через выделение таких аспектов, идеализаций, исходных понятий, которые могут дать ключ к пониманию всего остального. Именно подобная «односторонность» только и позволяет построить идеальную модель анализа и соответствующую ей теоретическую систему жизнедеятельности Социума, без которой она просто не может состояться. В нашем случае подобной идеальной моделью становится СФК (Структурно-Функциональный Конструкт). Эта модель не обязательно должна реализовать одно понятие: последних может быть два, три и больше.
Так, например, для человека, кроме явно выраженной деятельности, присущи и многие другие качества (общение, созерцание, ценностное отношение к миру и другим людям).
В истории философии давно уже зафиксированы многообразные проявления человеческой сущности – в частности, стремление к истине, добру, красоте. И в настоящее время философы пытаются понять и объяснить их. Однако, все это можно понять лишь на основе выявления связи названных проявлений с чем-то другим, отличным от них. В противном случае мы остаемся в плену тавтологий: сознание есть сознание, ценность есть ценность, личность есть личность.
Деятельностный подход, который связывается с определенным истолкованием практической деятельности, характеризует попытку теоретического объяснения большого круга человеческих феноменов, которые до сих пор представляют трудность для понимания.
Эффективность деятельностного подхода возможна лишь в том случае, если мы сумеем развернуть, исходя из рассматриваемого принципа, такую теоретическую структуру, которая действительно работает и помогает исследовать мир «практической эмпирии» в таких сферах как Познание, Образование, Логика, Психология, Философия
Разработка принципа деятельности не может сводиться только к простой аналитической экспликации используемого понятия. Принцип деятельности должен, прежде всего, предполагать творческую («синтетическую») теоретическую работу, исходящую из определенной идеальной модели.
Что касается философии, то в отличие от естествознания философия имеет дело, прежде всего с человеком и его отношением к миру. Но особенность философского знания состоит, в частности, в том, что оно связано с попыткой теоретического осмысления и обоснования этого отношения с точки зрения мира человека – как индивида и как человеческого общества – в бытии, в Космосе. Философия, действительно, помимо всего прочего может быть и способом решения личностных проблем, но это весьма специфический способ: он дает индивиду возможность выйти за свои пределы и приобщиться к сфере универсального знания и универсальных ценностей. Именно в этом контексте речь может идти уже в контексте «деятельностной философии», на что еще в «Тезисах Фейрбаха» указывал и К.Маркс.
Разумеется, философские концепции всегда в большей или меньшей степени индивидуально, личностно окрашены. Именно философская проблематика касается смысло-жизненных мировоззренческих вопросов и, естественно, глубоко затрагивает внутренний мир каждого. Главное, однако, не в этом, а в другом: философия – это не просто выражение неповторимого индивидуального опыта (или только лишь «передача» этого опыта от одного индивида к другому), а всегда попытка прорваться за границы субъективной ограниченности. Как свидетельствует опыт решения индивидуально-личностных проблем, то справиться с ними возможно лишь в той мере, в какой субъект выходит за пределы своей самозамкнутости и приобщается к некой общности, пронизывающей и разрывающей эту замкнутость.
Философия не похожа на физику и другие теоретические системы, которые строились и строятся по образу последней. При этом не нужно забывать и того, что впервые образец теории как особого концептуального образования ( для математики и физики) дала именно философия, на особенности которой и сегодня приходится ориентироваться в решении различных проблем Общей Теории Деятельности (ОТД) с ориентацией на Единую Науку. При этом нужно не забывать, что «…естествознание включает в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включает в себя естествознание …» (К.Маркс)
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в контексе мнемо-схемы СФК
РАЗУМ = УМение (Практика) РАЗделить и УМножить (Теория)
Общая Теория Деятельности (ОТД) на фрактально-инвариантной логической основе МЫШЛЕНИЯ с ориентацией на саморазвитие СоциУМА.