Фрактальность человека по образу и подобию в деятельностном контексте

Фрактальная концепции «… идет не по пути изменения или введения новой аксиоматики, основанной на строгих логических приемах определения понятия, а по пути введения интерсубъетивного контекста фрактальной концепции – создания устойчивых практик узнавания фрактала как в феноменах математики (геометрических множествах, решениях нелинейных уравнений), так и в феноменах – конструктах прикладных теорий (географии, лингвистики, астрофизики)».

Тарасенко В.В.


1. Во фрактальной интерпретации как природных, физических, так и математических объектов подобность, похожесть структур целого и части не сводится лишь к их идентичности, а предполагает широкий спектр вариаций от тождественности до «размытости», граничащей с неподобием.

Фракталы являют собой объекты, т.е. определенные предметные, вещные образования или в математическом представлении – множества произвольной природы.

Вместе с рассмотрением «статического самоподобия» объектов обычно возникает потребность рассмотрения фрактальности процессов, различных форм движения, функционирования естественно природных неживых и живых систем, в том числе и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека.


2. Феномены структурного-функционального подобия процессов в различного рода систем в науке уже начинают рассматриваться. При этом обычно возникают проблемы с выделением и анализом фрактальности символов, смыслов, значений, ценностей и других феноменов жизнедеятельности людей. В данном случае мы эту проблему начинаем рассматривать в контексте так называемого СФК-подхода. (http://www.trinitas.pro/rus/doc/0016/001a/00160035.htm)

В человеческой деятельности обычно концентрируется триединый мир – «природа – социум – дух».   Именно Человек и выражает мир. Свидетельством тому служит так же и утверждения  в культуре Востока и Запада о том, что весь мир проявляется в человеке, а человек во всем мире. В данном случае соотнесенная фрактальность человека и мира предстает во Всеобщей и Целостной форме.

3.Человек является сложным фрактальным объектом. Будучи одновременно природным, социальным и духовным существом, он самоподобен во взаимной проникновенности каждого из этих трех «компонентов» по принципу «все во всем». В духовности и единстве психики, интеллекта и воли – выражается вся природность и социальность людей. В социальности обнажается вся природность и духовность человечества, каждого его представителя. Однако же представленная таким образом фрактальность человека лишь номинально-наглядна. В реальности же она жизненна, так как телесная, общественная, сознательная в человеческом бытии не может быть отделена от деятельностной сущности людей.


4. Деятельная же сущность человека являет себя тоже в триедином процессе, а именно: ПРОИЗВОДСТВА (самой жизни и средств жизнеобеспечения), ОБЩЕНИЯ (взаимообмена) и МЫШЛЕНИЯ (познания окружающей среды).

Рассмотрение (выявление и анализ) фрактальных особенностей предполагает  одновременность рассмотрения субстанциональной и деятельностной сущности человека. Такая задача требует соответствующего выражения субстанционально-деятельностных моментов на основе соответствующих символов с их различными смыслами и значениями.


5. Кроме  всеобщей, единой природной и социально-духовной фрактальности человека наблюдается и частичная фрактальность на уровне отдельных систем и подсистем.

Обычно Человек всегда стремится познать и понять самого себя. Простейшими средствами здесь выступают сравнение, аналогия, сходство, различие. Сходство или подобность самому себе человек всегда искал в объектах и действиях природы, в явлениях общества, феноменах собственного духа и, соответственно, давно пришел к мысли, что природа рождает самоподобные объекты, т.е. фракталы.


6. Именно поэтому все развитие культуры представляется нам как развитие фрактальности человека. Действительно, люди всегда всецело и в каждом частном случае развивали свою фрактальность. Сначала человек руками собирал плоды с дерева, затем, сбивал их палкой, потом пользовался камнями, создавал орудия труда, инструменты, машины, разрабатывал и совершенствовал технологию жизнеобеспечения. Все это представляет собой структурно-функциональное (инвариантное) продолжение человека, его органов, его функций. Все средства производства, постоянные, съемные и сменные «продолжения» искусственных органов люди создавали и совершенствовали по своему образу и подобию. Прежде всего, по образу и подобию своих действий, а также сходных, похожих на человеческие, действия животных и приручение животных и использование их человеком в своей деятельности.


7. Важно подчеркнуть и такой факт, что фрактальность обычно обеспечивает последующее порождение, развитие, смену и взаимообусловленность взаимодействия всех подсистем, выражающих сложную непрерывно совершенствующуюся целостность человека и всего человеческого сообщества.

В наше время развитие науки, техники, современной технологии оказывает огромное влияние на образ жизни всего человечества и каждого его представителя. Человек создал свою подобность в технике и стал познавать себя посредством техники. Возник фрактал человека технологического  с его техническими творениями в качестве Образа человека. Именно во взаимодействии Техника-Природа Человек  продолжает строить себя в рамках фрактальной логики.


8. История же развития техники указывает на возникновение феномена столкновения  двух противоречивых  начал: человеческого и машинного. Они уже не становятся  едиными, но они стали неразделенными, в рамках которой человек начинает развивать свой мозг и мыслительные способности уже с использованием компьютерной техники. Именно поэтому можно считать, что кибернетика тоже является фракталом – своеобразным самоподобием человеческого мозга.

Вместе с тем, человечество развивает и свою социальную фрактальность. Ведь не зря же даже в древности мудрецы видели в человеке ориентацию на космическое развитие, а в процессе человеческого общении (взаимообмене) на социальное развитие, исходной основой которой стал «взаимообмен» между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между властью и рабами в селении, в регионе, в государстве.


9. Каждый Человек живет всегда в социальном образе. Если человек изначально не знает, как себя вести, то образцом поведения его выступают похожие, т.е. фрактальные объекты и явления. Подражание это разновидность подобного, образного, фрактального поведения. Человек, воплощаясь в кого-то или во что-то, тем самым строит себя по образу и подобию того или иного объекта – другого человека. Таким способом человек сам себя образовывает (самообразовывается) и социализирует, включаясь в структурно-функциональный комплекс Социума.


10. Имеет место и негативная сторона фрактальной логики, когда человек начинает уподобляться машине, автомату, роботу. Даже мышление человека превращают в работу компьютера. Более того, в рамках социальной фрактальности возникает и некая обратимость. Так сначала человек по образу и подобию своему создает новые предметы (опредмечивает себя), а потом сам же уподобляется этим созданным предметам (очеловечивает их, а себя низводит до предметно-природной примитивности). Наглядно это сегодня проявляется в юриспруденции через понятия: «физическое лицо» – «юридическое лицо» (фирма).


11. Так обществоведы в течении ХХ века изучали подобность, цикличность развития социума, не осознавая того, что они уже затронули проблему фрактальности, которая должна стать основой для рассмотрения цивилизационного и культурологического подходов в исследовании общества и его развития, чтобы окончательно определиться с концепцией фрактальной логики.


12. Наряду с природными и социальными проявлениями фрактальности человека особое внимание заслуживают фракталы духовного порядка.

Известно, что Человеческая психика обычно базируется на чувствах, эмоциях и выражается в них. Так, чувство сопереживания, жалость возникают, как обычно, на основе существующих в человеке фрактальных чувств. Обычно понимать и воспринимать другого человека, поставив себя на место страдающего, собственно, и есть подобность чувств на инвариантной основе бытия, в рамках фрактальной логики.

Нравственность, этические воззрения людей фрактально развиваются через ОБРАЗЫ добродетели, справедливости, блага. В искусстве тоже в той или иной мере раскрывается внутренний мир человека. В основании искусства так же заложена фрактальная логика.


13. Если же вести речь о религии, то и там человека уподобляют Богу, а самого Бога наделяют качеством человека. Религия в своем основании тоже ориентирована на фрактальную логику.

Именно в рамках этой неосознанной фрактальной логики формировалась реальность Мысли, Идеи, Познания, Сознания и, соответственно, Науки.

«…всякий творческий акт в науке можно истолковать как фрактальный по своему характеру, т.е. как несущий в себе природу всей науки в ее истории» (Курдюмов С.П – 1994).


14. Фрактальное воззрение упрощает процесс познания мира. Именно фракталы позволяют: сжимать информацию, строить наглядные модели, прогнозировать события, отображать самоорганизующиеся процессы. При этом каждый раз нужно иметь в виду, что феномены мысли, знания, науки представляют собой духовную форму фрактальности человека, обозначаемой сегодня такой категорией, как РАЗУМ.  Именно «кристаллизация» фрактальности дают возможность человеку саморазвиваться и познавать, как себя, так и окружающий его мир с ориентацией на интеграцию всех частных фрактальных свойств каждого индивида с ориентацией на Разумную Деятельность Социума в целом.

15. В нашем случае при работе над Общей Теорией Деятельности (ОТД) особое внимание будет уделено фрактальной логике, ориентированной на  Разумно-Ориентированную фрактальную модель Деятельности, обозначенной нами в виде знаковой модели СФК (Структурно-Функционального Конструкта) http://www.trinitas.pro/rus/doc/0016/001c/00161755.htm

Овсейцев А.А., «Штрих-пунктир» Общей Теории Деятельности (ОТД):


С разверткой ее фрактальной логикой на инвариантной основе взаимодействия и взаимообмена  «Всего со Всем», а именно:


В том числе и с сохранением этого инвариантного основания в ее исторической развертке



Одновременно, именно эту фрактальную логику нашего бытия, основанную на принципе «начала начал, причины причин», мы и начинаем использовать в нашем Проекте «СЖК-ХХ1» с ориентацией на Самообразование и на Саморазвитие в структуре общественных отношений Социума, с учетом локальных (региональных) особенностей жизнедеятельности.


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий