О ПРОБЛЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Обычно «проблема целостного восприятия» подразделяет людей на “художников” и “мыслителей”. Что и характеризует и естественную “профориентацию” того или иного человека.

Развитие способности восприятия лежит в сфере соотношения гуманитарного и естественного образования в процессе образования и самообразования  и гармонизации соотношений знаний, умений и навыков, объединение знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способов его изменения.

В настоящее время, когда поток информации очень велик, система знаний и способность к восприятию этого «потока» должна быть ориентирована на непрерывное саморазвитие в рамках сохранения  его целостности.

Способы структурирования, организации знаний, умений  и навыков позволяют  обычно рассматриваются  как целостные системы, а процесс их выработки как процесс формирования таких систем синтетическим, аналитическим или комбинированным путями.

При этом обычно рассматриваются следующие стадии этого процесса:

-         вычленение и формирование простых навыков, входящих в состав сложных;

-         объединение простых навыков в целостную систему сложного навыка;

-         целостный синтез стабильного сложного навыка.

У человека  с различной способностью к восприятию целого способы выработки умений и навыков будут различны и подходы к их развитию. Так человек с глобальным восприятием саморазвивается по схеме “от общего к частному”, человек с локальным восприятием – по схеме “от части к целому”, человек же с широким диапазоном восприятия обычно использует оба подхода.

Принцип целостности обычно должен использоваться на всех этапах самообразовательной  деятельности человека, начиная от выбора объекта исследования и постановки задачи и кончая интерпретацией полученных данных и “вписыванием” их в общую систему научного знания. Уже при выборе объекта, который всегда является частью большего целого, необходимо иметь в виду это целое. Если целое представляет собой иерархическую систему, то на первых порах можно ограничится двумя соседними уровнями – уровнем целого и уровнем частей. Что обычно делают при интерпретации полученных данных. Изучение части без учета целого обычно может привести к нежелательным последствиям (искажениям результата, потере существенных связей). Именно поэтому изучение части под углом зрения ближайшего целого – важнейший эвристический принцип. Вместе с этим учет закономерностей целого необходим и при решении проблемы упрощении тех или иных практических задач.

Принципы целостности и гармоничности играют значительную роль при оценке тех или иных  существующих систем, при проектировании новых объектов, при планировании деятельности.

Локальное или одностороннее решение задач проектирования и планирования резко снижает качество, удорожает и увеличивает сроки, а иногда сводит на нет результаты всей работы. Примером может служить проектирование систем без учета человеческого фактора.

Таким образом, важной проблемой является развитие у каждого человека способности видения целого.

Знание закономерностей организации целого и его восприятия является необходимым условием успеха во многих видах деятельности. Знание этих закономерностей должно стать необходимым компонентов общей культуры любого человека.



Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

6 комментариев: О ПРОБЛЕМЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

  1. Таким образом, важной проблемой является развитие у каждого человека способности видения целого.

    Для этого тот, кто развивает сам должен иметь целостное видение. Но проблема в том, что видение целого – скорее иллюзия, чем реальность, потому что каждый век рождает свое понимание целостности. И это век учит своим заблуждениям век следующий. Но все равно рождается иной взгляд на целостность и целое.
    По-моему, нужно учить не просто видению целого, а, в первую голову, ограниченности настоящего видения целого.
    По-моему, самое главное что нужно сейчас внести методологически в мир, так это то, что целое не сводится к сумме своих частей, и, более того, является самостоятельным физическим объектом, не возникающем путем усложнения из другого. Нужна методология первенства целого над частями и над процессом сборки частей, оставаясь в рамках естествознания.

    Цитировать
  2. Мне представляется что всякое ВОСПРИЯТИЕ того или иного объекта по свое сути всегда ЦЕЛОСТНО.(Это наше естественное состояние) Здесь приходится иметь дело с комплексным раздражителем, который обладает разными (частными) признаками, но, однако, воспринимается как единое целое. Компоненты этого целого действуют или одновременно, или последовательно, но на одни и те же анализаторы (например, при зрительном восприятии пространственно раздельных частей предмета) или на разные анализаторы (например, при восприятии звукового кино, когда одновременно действуют и зрительные, и звуковые раздражения). Последовательные компоненты могут действовать непосредственно один за другим или с некоторыми паузами друг за другом. Во всех этих случаях комплексный раздражитель выступает все же, как единое целое.
    ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ заключается не только в том, что предметы воспринимаются в многообразии их свойств и частей, но и в том, что свойства и части предметов воспринимаются в том или ином соотношении друг с другом. Из одних и тех же частей можно образовать разное целое, если они будут находиться в разном отношении друг к другу. Одни и те же звуки, например, могут составить разную мелодию в зависимости от их последовательности, от интервалов между ними, от длительности каждого звука. По соотношению музыкальных звуков человек узнает знакомые мелодии независимо от того, в каких регистрах или в какой тональности они исполняются.
    Аналогичная ситуация складывается (на инвариантной основе) и в процессах мыследеятельности (видения целого) с ориентацией на аналитико-синтетическую практику. Если же вести речь о методологии, то здесь невольно речь может идти о так называемом «субъект-объектном отношении» как некой целостности с ориентацией на «деятельностную философию».

    Цитировать
  3. Анатолий Алексеевич!
    Вот смотрите, на мой, неправильный взгляд, Вы уже второй раз здесь, отвечая Вадиму, говорите «свою правду», логичную и имеющую определенные основания, но – свою. А Вадим – о ДРУГОМ. И потом снова будете утверждать: «Я слышу»…

    Цитировать
  4. Вадим Татур Для этого тот, кто развивает сам должен иметь целостное видение. Но проблема в том, что видение целого – скорее иллюзия, чем реальность, потому что каждый век рождает свое понимание целостности. И это век учит своим заблуждениям век следующий. Но все равно рождается иной взгляд на целостность и целое.

    Между прочим, я полностью согласен с этим тезисом Вадима. Я понял так, что Вадим сделал акцент на видение целого в контексте «иллюзии». Мы тоже в тезисах к «Ильенкоским чтениям-2011″ вообще сделали акцент на «иллюзию» школьного и ВУЗовского ЗНАНИЯ. В этой ситуации мы как раз и сталкиваемся с проблемой антиномии «ИСТИНА – ЗАБЛУЖДЕНИЕ» (ИЗ-ЗИ). На этот аспект проблемы я уже обратил внимание в своей записи «МАТЕМАТИЗИРОВАННАЯ ФОРМА» РАССМОТРЕНИЯ КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ
    А это уже не «моя правда», а моя точка зрения на обсуждаемые проблемы, которые, конечно же, могут подвергаться критики. Ведь всякое категоричное суждение уже ведет к заблуждению.
    Так о чем же сказал Вадим? Вы его сами-то поняли? Попробуйте проинтерпретировать со своей точки зрения.

    Цитировать
  5. Эх, когда ситуация – «полутень», определиться со «светом и тенью» непросто.
    Еще раз попробую. Ну, как минимум. (Если говорить о значительном.) У Вас отсутствует ситуация (как на данный момент я определил это для себя), обозначенная в немецкой классической философии как Ideelle. То, что не целостно в принципе, но стремится к целостности. Это имеет место и в реальности, вне познающего мышления, и в самом познании.
    Ну, и еще Вадим сказал, что познание – это открытая становящаяся система, она способна преодолеть заблуждения, даже если и воспиталась на заблуждениях, впитала его в себя: «

    целое не сводится к сумме своих частей, и, более того, является самостоятельным физическим объектом, не возникающем путем усложнения из другого. Нужна методология первенства целого над частями и над процессом сборки частей

    » И это – никак не Ваша «истина-заблуждение».
    А для Вас целое (грубо) – всегда целое, для него требуются только юстировочные настройки. Чем, собственно, Вы небезуспешно и занимаетесь. Но тут – и границы Вашего метода. Если истина в данной ситуации не доступна, то ее оттуда никакими ухищрениями не вытащить.
    Простите за возможную невнятность изложения: просмотрел то, что я написал, что Вы, – пример Ideell ситуации. :)

    Цитировать
  6. «Эх, когда ситуация – «полутень», определиться со «светом и тенью» непросто».

    Действительно, не просто…(в том числе с «истиной и заблуждением») Здесь Вы уже затрагиваете проблему ФИЛОСОФИИ, в рамках которой все должно познаваться в сравнении. Если этого не происходит, то мы невольно вынуждены задать вопрос: Философия – это наука или не наука? Этот же вопрос связан и с классической немецкой философией по поводу Ideell.
    Между прочим, эта проблема по поводу рассудочного и разумного мышления в философии будет обсуждаться уже завтра на «Ильенковских чтениях-2011″.
    Видимо нужно определиться и с проблемой «Целое – Часть», как с неким асимметричным образованием – «получасти».
    Буду готовить очередную запись уже по поводу ФИЛОСОФИИ.
    Спасибо за фрагмент диалога.

    Цитировать

Добавить комментарий