О категориях мышления и деятельности


http://www.trinitas.pro/rus/doc/0016/001a/00160035.htm

Овсейцев А.А. Структурно-Функциональный Конструкт (СФК) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10635, 18.08.2003

Категории человеческого мышления и деятельности не являются ни произвольными продуктами человеческого разума, ни конвенциями. Они не лежат вне мира и хода космических событий. Они биологические явления и выполняют определенную функцию в жизни и реальной действительности. Они служат орудием в борьбе человека за существование и в его стремлении приспособиться насколько возможно к реальному состоянию мира и устранить беспокойство в той мере, насколько это в его силах. Поэтому они соответствуют структуре внешнего мира и отражают свойства мира и реальной действительности. Они работают и являются в этом смысле истинными и действительными.

«Так до сих пор не уделено серьезного внимания такому кардинальному вопросу: какие законы лежат в основе того парадоксального факта, что явления различных классов, относящихся к технике, живой природе и обществу, развиваются и действуют на основе одних и тех же общих принципов функционирования? Этот вопрос по своему характеру является именно философским»

П.К. Анохин


Запись опубликована в рубрике Теория и Практика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

4 комментария: О категориях мышления и деятельности

  1. Категории человеческого мышления и деятельности не являются ни произвольными продуктами человеческого разума, ни конвенциями. Они не лежат вне мира и хода космических событий.

    В целом – это так. Но! Категории – по преимуществу – отражают НАШ способ мышления, призму, через которую мы видим и осваиваем мiр. Достаточно одного, но характерного опытного факта (для честного исследователя), чтобы задуматься: а в каких рамках категории мышления значат то, о чем Вы говорите. И абсолютны ли эти рамки, на самом ли деле эти категории (сами по себе) имеют внутри себя то, что мы в них «вливаем».

    Цитировать
  2. А что Вы понимаете под такой категорией как «абсолютность». Например, Ваша деятельность (в категориальном смысле) абсолютна или относительна? Движение и Покой абсолютны или относительны? Отношение таких категорий как «Целое» и «Часть» абсолютны или относительны?
    Я лично предпочитаю не ударяться в крайности подобных категорий. Содержательный смысл в них закладываю исходя из их взаимообусловленности в рамках их асимметрии, которая как раз и ориентирована на становление нечто «третьего». Например, есть взимообусловленная пара категорий «Форма» и «Содержание» в рамках их «асимметрического движения» и формируется некий «Смысл». Например, концепция Проекта с привязкой к некой Практике. Я пока не буду говорить о такой паре категорий как «Субъект-Объект», смысловая основа которой как раз и раскрывается такой категорией как «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» которая и являет не зависимо от нашего сознания сущность нашего бытия в любой предметной сфере деятельности на разных ее уровнях. А здесь уже расчленить эту деятельность на некие части просто невозможно, как в той притче о слепых и о слоне.
    Читайте, что предлагаемая формула СФК – есть как раз тот «слон», фрагмент которой характеризует некие особенности, которые по своему смыслу неотделимы от этой целостности.
    «Вливать» в целостность можно что угодно, но это «вливание» будет иметь Смысл лишь с ориентацией на целостность на инвариантной основе. Вот здесь-то и начинается творческое мышление, ориентированное на решение проблемы «вливания».
    Например, Качество и Количество получаемого результата всегда ориентировано на триаду «Норма-Мера-Закон», которые в любом случая Абсолютны для любого нашего Целенаправленного (Субъективного) действия.

    Цитировать
  3. Простите меня. Зря я вновь Вам ответил. Как-то Вы меня не слышите.
    Деятельность, деятельность…: один, выглянув в окно, фыркает на непогоду; а другой (в живом деятельном диалоге) – благодарит Владыку за красоту небесную… А их окна – вот рядышком.
    Успехов!

    Цитировать
  4. Я Вас прекрасно слышу. Вы категорию «деятельность» воспринимаете лишь в обывательском контексте, раз Вы таким образом среагировали мой ответ на Ваше:
    И абсолютны ли эти рамки, на самом ли деле эти категории (сами по себе) имеют внутри себя то, что мы в них «вливаем».

    Цитировать

Добавить комментарий